Гипертоническая болезнь        31.10.2021   

Фраза в здоровом теле здоровый дух. "В здоровом теле - здоровый дух": сочинение о непреходящих ценностях

В здоровом теле - здоровый дух
С латинского: Mens sana in corpore sano (мэнс сана ин корпорэ сано).
Из 10-й сатиры римского писателя-сатирика Ювенала (Децим Юний Ювенал, ок. 60- ок. 127): Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano (орандум эст, ут сит мэнс сана ин корпорэ сано) - Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.
Предполагают, что в основе этой строчки Ювенала лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух - редкое явление».
Фраза Ювенала стала популярной после того, как ее повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778). Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что должно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко.
Иносказательно: о стремлении к гармоничному развитию человека.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "В здоровом теле - здоровый дух" в других словарях:

    Выражение это возникло из 10 й сатиры древнеримского поэта Ювенала, у которого сказано: Надо молить, чтобы ум (дух) был здравым в теле здоровом. Употребляется как формула, выражающая гармоничное развитие физических и духовных сил.… … Словарь крылатых слов и выражений

    Здоровый дух в здоровом теле - крыл. сл. Выражение это возникло из 10 й сатиры древнеримского поэта Ювенала, у которого сказано: «Надо молить, чтобы ум (дух) был здравым в теле здоровом». Употребляется как формула, выражающая гармоничное развитие физических и духовных сил … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка… … Википедия

    Здоровая душа в здоровом теле (в здоровом теле здоровый дух) Ср. Главное, друг мой, береги здоровье! твердил ему отец: mens sana in corpore sano. Будешь здоров, и житься будет веселее, и все пойдет у тебя ладком да мирком! Салтыков. Мелочи жизни …

    В здоровом теле здоровый дух - (лат. «Mens sana in corpore sano»), цитата из одной из сатир Ювенала (10, 356). Ее первоначальный смысл заключался не столько в утверждении, что здоровому телу свойствен здоровый дух, сколько в обращении к богам с просьбой ниспослать… … Словарь античности

    Ср. Главное, друг мой, береги здоровье! твердил ему отец: mens sana in corpore sano. Будешь здоров, и житься будет веселее, и все пойдет у тебя ладком да мирком! Салтыков. Мелочи жизни. Молодые люди. 2. Ср. La vertu est la santé de l âme et la… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    здоровый - I ая, ое; ро/в, а, о. см. тж. здоровый II, здоровая 1) а) Обладающий здоровьем, не больной. Абсолютно здоро/вый ребёнок. Здоро/вый организм. З ое сердце. В здоровом теле здоро/ … Словарь многих выражений

    А (у); м. 1. Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый д. Материя и д. Свойства человеческого духа. // В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной… … Энциклопедический словарь

    ДУХ, духа, муж. 1. только ед. Психические способности, ум. Здоровый дух в здоровом теле. 2. только ед. Бодрость, моральная сила, готовность к действию. Дух войска. Подъем духа. Собраться с духом (см. собраться). Пасть духом (см. пасть1). 3. В… … Толковый словарь Ушакова

    ДУХ, а (у), муж. 1. Сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия. Материя и д. В здоровом теле здоровый д. Д. противоречия (стремление спорить). Д. возмущения. 2. Внутренняя, моральная сила. Высокий… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • , Георгиев С.Г. Категория: Серия: озорные рассказы Издатель: ЭНАС-КНИГА ,
  • В здоровом теле - здоровый дух! , Георгиев С.Г. , Принцип древних римлян «В здоровом теле – здоровый дух» известен многим. Но далеко не всем удаётся следовать ему на практике. И здоровое тело не получишь, сидя у телевизора, и здоровый дух не… Категория: Для младшего школьного возраста Серия: озорные рассказы Издатель:

Все мы, наверняка, встречались с таким выражением - "В здоровом теле - здоровый дух!" (на латыни «Mens sana in corpore sano»). Эта фраза приписывается Дециму Ювеналу, поэту времен Римской империи (1-2 века н.э.). Традиционное понимание данного выражения было, что сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное благополучие. Однако, на самом деле мысль Ювенала была другой.

Ниже полностью фрагмент его произведения:

- Надо молить богов, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянии терпеть затрудненья какие угодно, -
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.
Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano - Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.

Эта фраза стала популярной после того, как её повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778). Эти авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что нужно стремиться к единому гармоничному развитию человека.

Намного ранее эпохи Римской империи, в древней Индии наука о врачевании - Аюрведа обозначила ключевые 4 компонента здоровья:

1) Здоровье физического тела . На этом уровне болезнь может менять свое расположение, в зависимости от степени ее развития.

2) Материальное благополучие . Сюда входят и работа, и счастье в семье, уважение в обществе, реализация собственных замыслов. Идя путем Дхармы (достойного выполнения предназначения), не ленясь, человек достигает материального успеха – Артхи и Камы – удовлетворения желаний.

3) Самодостаточность или самоопределенность . Когда человек осознает зачем он живет и кто он есть на самом деле (понимает свою духовную природу), он становится более спокойным, организованным и способным добиваться большего в жизни.

4) Ощущение ананды – блаженства . Когда человек живет в гармонии со своей природой, с окружающим миром он испытывает счастье здесь и сейчас. Он отдает свою любовь окружающему миру и взамен получает энергию любви, силы и мудрости от Вселенной.

И в наше время, во Всемирной Организации Здравоохранения определение здоровья записано следующим образом – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Болезнь (кроме генетически предопределенной, или иначе говоря, кармически жестко предопределенной) означает сигнал о неверной (в состоянии дисгармонии) жизни человека в целом(общение, работа, питание, мышление, режим дня и т.п.) или в какой-то определенной области(например, малая физическая активность или агрессивное поведение).

Поступки человека и его желания зависят от мышления.

Поэтому любая болезнь стремиться обратить внимание человека на определенные проблемы в его сознании, способе мышления и, соответственно, в поведении.

О взаимосвязях между конкретными проблемами физического тела и неверными установками в сознании или подсознании написано много глубоких книг (например, Рудигером Дальке или Луизой Хей). (от себя добавлю: Лууле Виилма)

Под болезнью, как сигнале о дисгармонии в мышлении или поведении, можно понимать не только недуги физического тела, но и какие-либо неблагоприятные ситуации: например - потеря денег, несчастный случай и т.п.

Люди со сложной кармой уже рождаются с глубокими проблемами на уровне здоровья физического тела. Хотя бывают и исключения, когда душа берет на себя определенную судьбу с заболеваниями, чтобы здесь «отмучиться» какое-то время и затем уйти в духовный мир, или, живя долго, быть примером для других – более здоровых, вдохновлять их на веру во Всевышнего, развитие, способность быть счастливым здесь и сейчас, не смотря на ограничения на физическом уровне.

По Аюрведе есть следующие ключевые причины заболеваний:

1) Оскорбление, унижение или неприятие собственной природы или природы другого человека, или в целом окружающего мира. Свое тело надо уважать, любить. На физическом уровне необходимо правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать упражнения и т.п. На психологическом и социальном уровне нужно уважать себя как личность, развивать свои способности и при этом уважать других людей, следить за своим общением, какую информацию мы потребляем. Оскорбляя другого человека (слово, сказанное вслух сильнее мысли, хотя и то и другое действует), вы тем самым запускаете механизм Кармы, по которому оскорбление вернется к вам.

2) Неуважение ко времени. Время – это один из проявленных аспектов Бога. Важно жить в гармонии со временем. Необходимо соблюдать режим сна, режим питания. На психологическом уровне необходимо научиться жить здесь и сейчас.

Большинство людей живут в сожалении о прошлом и в мечтаниях о будущем. На все эти размышления может уходить куча времени и тонкой энергии. Дыхательные техники, медитации успокаивают ум и позволяют вернуть его в настоящее. Лень или выполнение ненужных действий – это своего рода оскорбление времени данного нам в этой жизни для развития, работы и получения удовольствия. Отдыхать тоже нужно уметь. Есть люди, которые и на отдыхе не могут расслабиться.

3) Неправильное использование органов чувств. Эмоциональный дисбаланс и/или напряжение ума, вредные привычки, качества характера, порожденные страстью и невежеством. Чувства связаны с умом (Манасом). Им все время хочется чего-то большего. Многие люди вообще никак не могут контролировать свои чувства. Если нет удовлетворения на чувственном или эмоциональном уровнях, ум начинает беспокоится, что ведет к напряжению, а оно в свою очередь к заболеваниям.

Что же делать? Желания ума и органов чувств полностью подавлять или игнорировать нельзя – это крайность. Также крайность и полностью потакать своим органам чувств в стремлении наслаждаться безмерно всем, чем только можно. Вывод: нужно всегда стремиться к балансу.

Жадность, гнев и вожделение - три основных порока ведущих в ад. Худший вариант проявления данных качеств: агрессия и насилие.

Обидчивость - другой пример качества характера, которое в конечном счете ведет к болезням и на физическом уровне.

Вывод: мысли свои и проявления чувств надо отслеживать. И то, что мешает, надо с помощью специальных техник отпускать, поскольку - это не наша природа, а лишь продукт деятельности ума (а наша истинная личность - не ум, а душа).

Согласно тибетской медицине существуют три ключевых фактора, провоцирующие болезни: -недостаточность, чрезмерность и извращенность.

Например, расстройства нервной системы возникают от чрезмерной умственной нагрузки. Расстройства желчной системы (желчь, печень) - от чрезмерного употребления острой, раздражающей, горячительной пищи, а расстройства системы обменных процессов - от чрезмерного употребления высококалорийной пищи, бездеятельности, ожирения и т.д.

Состоянием, противоположным чрезмерности, является недостаточность.

Извращенность в образе жизни - это, допустим, дневной сон вместо ночного, употребление одновременно несовместимых видов пищи и т.п.

Из всего вышеперечисленного мы можем определить полноценное здоровье как наличие благополучия и гармонии на уровне физического тела, ума и душевного состояния.

Человек имеет сложную структуру. Однако, в ней можно выделить 3 ключевых компонента: душа, сознание и тело. Все они взаимосвязаны с помощью разных энергий между собой.

Душа сама по себе наделена только благостными качествами, она наполнена энергией безусловной любви, мудрости, связи с Всевышним. Душа вечна, наполнена знаниями обо всем и постоянно ощущает счастье.

На этом уровне нет и не может быть никаких болезней. Причинами болезней являются уровни сознания или физического тела.

Если человек не осознает свою истинную духовную природу, в его сознании доминирует Ложное Эго, которое обозначает самоидентификацию личности только с физическим телом, то душа неспособна активно проявиться в текущем воплощении. Соответственно, человек сам себя лишает связи с Высшими силами и энергиями благополучия, а значит и здоровья на разных уровнях.

И, наоборот, если в сознании человека главенствует Истинное Эго, которое позволяет воспринимать себя, свою личность, прежде всего как душу, и стремиться достойно выполнять свое предназначение на материальном уровне в данном воплощении, то будут больше проявлены качества души (например, любовь, мудрость, добродетель, смелость, трудолюбие, вдохновение, смирение, благородство) в мышлении и поведении. Это в свое очередь, даст больше поддержки от Высших сил на тонком уровне энергий (что проявится в увеличении вдохновения, мудрости, силы воли и активности), и, в конечном счете, усилит здоровье физического тела.

Важно подчеркнуть, что нужно параллельно работать над поддержанием формы на уровне физического тела и развитием сознания (в том числе, и прорабатывая темы, комплексы сидящие в подсознании, и мешающие двигаться вперед).

Возьмем пару примеров.

Допустим, человек молиться по несколько раз в день, читает духовную литературу, слушает полезные лекции, но при этом не делает никакие физические упражнения, питается когда и чем придется.

Или другой вариант. Кто-то усиленно занимается спортом, следует правильному режиму дня и питания, но при этом у него всё много напряжения, беспокойства о карьере или благополучии близких.

В обоих случаях получается дисбаланс в распределении тонких энергий, что неизбежно приведет в дальнейшем к сложностям в здоровье.

На самом деле, легко увидеть, насколько в правильном направлении мы движемся, становимся ли более здоровыми.

Ниже несколько объективных показателей комплексного выздоровления личности на разных уровнях:

1) Уход слабости, увеличение выносливости, жизненной силы.

2) Нормализация различных функций организма, правильный и регулярный режим сна, хороший аппетит.

3) Увеличение способности переносить погодные факторы, ранее быстро ухудшавшие состояние (например: шум, яркое солнце, ветер, и т.п.). Уменьшение аллергий и т.п.

4) Уменьшение страхов, общего возбуждения, вспыльчивости.

5) Уменьшение чувствительности к факторам, ранее вызывавшим возбуждение эмоций, гнев. Например, в разговоре с кем-то или при чтении новостей.

6) Восстановление желаний, жажды активности (например, работа с радостью, появление новых хобби, расширение круга общения, новые курсы обучения)

7) Большая успешность и легкость в выполнении дел; улучшение качества личных отношений, общения с близкими и коллегами на работе.

Всем нам, рано или поздно, в той или иной степени, приходится сталкиваться с определенными затруднениями в материальных делах, болезнями физического тела или осложнениями в психологическом состоянии из-за стресса. И естественно, необходимо прикладывать усилия для преодоления этих трудностей.

При этом помним, что устранение отдельных симптомов болезни на физическом уровне (например, кожного воспаления или болей в суставах) не означает полное исцеление, если не восстанавливаются в целом другие компоненты в состоянии или жизни личности. Болезнь (как показатель дисгармонии в сознании, поведении), когда не устранены ее корни на более глубинном ментальном уровне, просто воплотится в другую форму или перейдет на другой орган (станет новым заболеванием с новыми симптомами).

Для ускорения процесса выздоровления нужна работа над своим характером и также в этом помогает духовные практики (молитвы, мантры, медитации, дыхательные упражнения, йога и т.д.).

С возрастом, у каждого появляются неизбежные ограничения в чем-то на уровне возможностей тела, однако ни у кого из нас нет ограничений в плане развития своего сознания, усиления связи с Всевышним. Никто не мешает нам становиться более любящими, вдохновленными, трудолюбивыми людьми, расширяющими свой кругозор с помощью знаний.

Мы можем, находясь в любом состоянии, находить способы как проявлять качества души (качества Саттвы - благости).

Периодически мы обращаемся за содействием к кому-то для облегчения собственной ситуации. Нам помогают врачи, физиотерапевты, психологи, целители, духовные учителя и т.д.

Вместе с этим, надо четко осознавать свою собственную ответственность за свою судьбу. Сам человек должен работать со своим сознанием и своим телом. Мы не можем переложить эту работу на кого-то другого, или использовать энергию наработанную кем-то для бесконечной подпитки себя любимого. В конечном счете, качество этой энергии будет все равно другим.

Только в ответ на прикладываемые нами самими усилия, Высшие силы могут, в качестве милости, помочь нам существенно улучшить свое состояние.

Тогда и приходит ощущение легкости в теле, радости в общении, успешности в выполнении дел.

И, действительно, можно сказать у этого человека "здоровый дух и здоровое тело"!

«Mens sana in corpore sano») - крылатое латинское выражение. Традиционное понимание: сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье.

Выражение взято у Децима Юния Ювенала , ок. 61- ок. 127 (Сатира Х, строка 356).
Фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли Ювенала был другим. Вот как звучит эта цитата в более развёрнутом варианте

Órandúm (e)st ut sít mens sán(a) in córpore sáno.
Fórtem pósc(e) animúm, mortís terróre caréntem,
Quí spatiúm vit(ae) éxtrem(um) inter múnera pónat
Náturáe, qui férre queát quos cúmque labóres,
Nésciat írascí, cupiát nihil ét potióres
Hérculis áerumnás credát saevósque labóres
Ét Vener(e) ét cenís et plúma Sárdanapálli.

(Перевод Д. Недовича и Ф. Петровского)

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.

Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, -
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.

(перевод Ф. А. Петровского):

Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь -
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, -
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно…

Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano [орандум эст, ут сит менс сана ин корпоре сано] - Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.

Фраза Ювенала стала популярной после того, как её повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778). Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что должно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко. Иносказательно о стремлении к гармоничному развитию человека.

Таким образом, традиционное понимание этого крылатого выражения является полной противоположностью изначально вкладываемого в него смысла: люди воспринимают вторую часть в качестве следствия из первой. Правильнее было бы говорить о том, что автор данного изречения стремился сформулировать мысль о гармонично развитом человеке, которому присуще и то, и другое.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 3

    Просмотров:

«В здоровом теле - здоро́вый дух» (лат. «Mens sana in corpore sano») - крылатое латинское выражение. Традиционное понимание: поддерживая тело здоровым, человек тем самым поддерживает в себе и душевное здоровье.

Выражение взято у Децима Юния Ювенала , ок. 61- ок. 127 (Сатира Х, строка 356).
Фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли Ювенала был другим. Вот как звучит эта цитата в более развёрнутом варианте

Órandúm (e)st ut sít mens sán(a) in córpore sáno.
Fórtem pósc(e) animúm, mortís terróre caréntem,
Quí spatiúm vit(ae) éxtrem(um) inter múnera pónat
Náturáe, qui férre queát quos cúmque labóres,
Nésciat írascí, cupiát nihil ét potióres
Hérculis áerumnás credát saevósque labóres
Ét Vener(e) ét cenís et plúma Sárdanapálli.

(Перевод Д. Недовича и Ф. Петровского)

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.

Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, -
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.

(перевод Ф. А. Петровского):

Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь -
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, -
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно…

Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano [орандум эст, ут сит менс сана ин корпоре сано] - Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.

Фраза Ювенала стала популярной после того, как её повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778). Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что должно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко. Иносказательно о стремлении к гармоничному развитию человека.

Таким образом, традиционное понимание этого крылатого выражения является полной противоположностью изначально вкладываемого в него смысла: люди воспринимают вторую часть в качестве следствия из первой. Правильнее было бы говорить о том, что автор данного изречения стремился сформулировать мысль о гармонично развитом человеке, которому присуще и то, и другое.

«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.

Омар Хайям


Кто не слышал выражения «в здоровом теле — здоровый дух»? Наверное, на свете нет такого человека… Однако, чем дальше, тем понятнее становится, что по сути дела все совершенно наоборот!

Именно только здоровый дух позволяет иметь здоровое тело. И если вы понаблюдаете за своими знакомыми, да, впрочем, и за собой — тогда вам сразу станет ясно, что, действительно, тело может быть здорово лишь при здоровом и бодром духе!

Намного точнее другое утверждение, что все болезни от нервов. И действительно, наверное, каждому из вас приходилось сталкиваться с тем явлением, что чаще всего даже обычный грипп сбивает с ног в периоды переутомления или депрессии, что подскоки артериального давления случаются при недосыпании или после конфликтов, что травмы или боли в ногах возникают в то время, когда вы подсознательно не хотите делать какой-то важный шаг в жизни, а гастрит или язва желудка обостряются в период обиды на другого человека.

Если вы понаблюдаете за связью ваших недомоганий с психологическими причинами, то заметите однозначную связь. Психологическое состояние человека сразу же отражается не только на его настроении, но и на защитных свойствах организма. Вследствие затяжной депрессии снижаются защитные силы организма, падает иммунитет, и человек становится легкой добычей для различных инфекций, да и старые болячки тут же поднимают голову. Нервозное, раздраженное состояние и постоянное напряжение тоже дают такой же эффект. Длительное ожидание предполагаемых неприятностей точно так же ослабляют жизненный тонус и защиту организма.

Нередко приходится наблюдать, как во время тяжелых жизненных испытаний человек становится устойчив ко всем неблагоприятным факторам, неуязвим для всех инфекций и болезней, но стоит лишь ослабеть напряжению, как от малейшего сквозняка начинается воспаление легких или какое-то другое серьезное заболевание.

Во время серьезной внешней опасности происходит максимальная мобилизация всех защитных сил организма, которая дает человеку возможность справиться с навалившимися на него невзгодами, решить первоочередные, жизненные задачи. После того, как критическая ситуация заканчивается, организм «расслабляется» и уже не может противостоять болезням, так как исчерпал все свои ресурсы сопротивления.

Именно поэтому очень опасны затяжные критические ситуации. И именно нерешенные в течение долгого времени бытовые, профессиональные или личные конфликты приводят к разным серьезным болезням. К тяжелым хроническим заболеваниям приводит привычка оставлять без решения возникшие проблемы, а только пассивно постоянно думать о них, злиться, горевать, обвинять всех на свете, негодовать на кого угодно, но только не на себя, перекладывать решение своих вопросов на других людей.

В принципе, если действовать, то можно найти выход из практически любой ситуации. Однако это подразумевает серьезную ответственность за свою жизнь, за свои действия. Далеко не каждый человек осмеливается взять на себя ответственность даже за свои слова — где уж там говорить о поступках… Далеко не каждый может сделать конкретные и решительные шаги — пусть даже и неверные. Верные они или нет, будет видно только через некоторое время, по результатам.

Боясь совершить ошибку, великое множество людей оставляют ситуацию без контроля, предпочитают плыть по течению, одновременно внутри себя тяжело переживая ситуацию и возводя ее в ранг трагедии — но такой пассивностью они только углубляют проблему. «Всякая проблема, оставшаяся без присмотра, имеет тенденцию развиваться от плохого к худшему» — гласит один из законов Мэрфи…

И в итоге вот так, «накручивая» себя, люди создают себе массу проблем со здоровьем. Невнимательный взгляд эту связь не замечает и продолжает «накручивать» себя уже по поводу своего расстроенного здоровья. Так и начинается путешествие по порочному кругу: психологические проблемы — болезнь — стресс из-за болезни — ухудшение здоровья — снова переживания — здоровье ухудшается еще больше — и так далее. И очень редко человек осознает, что причиной его болезней и плохого самочувствия является именно психологическая проблема, которую он загонял вглубь вместо того, чтобы однозначно решить и забыть о ней навсегда. Многие люди не понимают этого, даже попав на больничную койку… Тогда начинается другой, более тяжелый виток порочного круга — из больницы домой, потом снова в больницу.

Что же делать?

Об этом поговорим в следующий раз.

Задавайте свои вопросы, рассказывайте о своих наблюдениях, будем обсуждать эту тему подробнее на примерах ваших комментариев.

Ваша доктор Мара