Гипотония        23.11.2023   

Готовые результаты по тесту ито. Сфера применения структура методики представление результатов история создания и психометрические параметры

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Среди различных психодиагностических методик порой встречаются очень необычные и оригинальные. Именно к такой категории можно отнести индивидуальный личностный опросник (ИТО), разработанный российским психологом, доктором психологических наук и одним из ведущих специалистов по психодиагностике и индивидуальности – Людмилой Николаевной Собчик. Здесь же следует сказать о том, что ИТО является довольно молодой методикой, руководство по которой было впервые опубликовано лишь в 1995 году.

Основой представленной методики послужила разработанная самой Л. Н. Собчик теория ведущих тенденций, в которой основой личностного фактора может являться одна или же несколько ведущих тенденций, которые пронизывают различные уровни развития человека, начиная врождёнными свойствами , затем через , формирующийся в течение жизнедеятельности, к уже осознанной личности, имеющей своё собственное «Я». Именно эти ведущие тенденции определяют такие психологические особенности человека, как его переживания, стиль взаимодействия с другими людьми и познавательные процессы. Сама же методика рассчитана на представление количественных оценок того, насколько выражены данные индивидуально-психологические , посредством графических изображений соотношений которых становится возможным понимание степени компенсированности их выхода за нормальные рамки и анализ преобладающих социально-психологических тенденций, а также индивидуального стиля человека.

ИТО применяется специалистами в сфере профориентации, при работе с кадровым составом организаций, в семейном консультировании и в образовательной сфере с целью поиска индивидуального подхода к конкретному человеку.

Методологические основы ИТО Л. Н. Собчик

Индивидуальный личностный опросник ставит своей целью изучение основных свойств личности человека, таких как экстраверсия (коммуникабельность, активность), интроверсия (закрытость, пассивность), ригидность (соревновательные качества, упорство), эмотивность (демонстративность, неустойчивость), тревожность (осторожность, повышенное чувство ответственности), сенситивность (вдумчивость, чувствительность), спонтанность (предприимчиовсть, раскрепощённость) и агрессивность (наступательность, стеничность).

Кроме того, посредством ИТО выявляется также стиль общения человека и его деловые качества, которых в опроснике всего представлено восемь – это зависимость, лидерство, нонконформизм, конформность, компромиссность, конфликтность, индивидуалистичность и коммуникабельность.

Как уже было упомянуто, ИТО основывается на авторской теории ведущих тенденций. Согласно этой теории, модель личности можно сравнить с деревом, имеющим корни, уходящие в почву (генетический фактор); ствол (характер), формирующийся по мере взаимодействия врождённых особенностей личности и окружающей реальности; и крону (высший уровень личности), куда входят интересы, ценностная иерархия, профессиональная и социальная активность и т.д.

Также в теории Л. Н. Собчик структура личности представляет собой замкнутую саморегулирующуюся систему, где врождённые качества проходят через всё личностное древо от самых корней до его кроны. Различные типы индивидуально-личностных свойств и связанных с ними стилей поведения являются основой ИТО, в котором отражены основные закономерности происходящего в личности процесса саморегуляции.

Интерпретация результатов ИТО

Индивидуальный личностный опросник Л. Н. Собчик включает в себя 91 утверждение, заданное , благодаря чему испытуемый получает возможность выявлять особенности своей личности, можно сказать, наедине с самим собой. Помимо этого, результаты, полученные после прохождения ИТО, рассматриваются сквозь призму двух показателей шкал достоверности, которыми являются шкала лжи (шкала «L») и шкала аггравации (преувеличения) (шкала «F»). Шкала лжи воздействует на искренность даваемых испытуемым ответов, а шкала аггравации влияет на подчёркивание свойств его характера.

Далее полученная информация обрабатывается при помощи специального ключа. Уровень выраженности любого из свойств личности оценивается по определённой шкале от 0 до 9 баллов. Характеристики показателей по всем шкалам можно интерпретировать так:

  • Интровертированность – указывает на то, что внимание человека обращено в его внутренний мир – мир его личных переживаний и представлений; склонность к иллюзорным представлениям и субъективным ценностям; стремление к обособленной работе, ограничению контактов с окружающими; избирательное общение;
  • Тревожность – указывает на осторожность, обдумывание решений, чувство ответственности по отношению к другим; повышенную озабоченность трудностями родных и близких, а также своими собственными проблемами и неудачами; стремление к помощи людям, работе социального характера;
  • Сенситивность – указывает на повышенную впечатлительность и чувствительность по отношению к событиям окружающей реальности, рефлексию, пессимистичный взгляд на будущее; чувство вины при неудачах, неконфликтность, потребность в понимании и гармоничных взаимоотношениях; гуманитарный склад ума;
  • Лабильность – указывает на эмотивность (повышенную чувствительность), резкие перепады настроения, сентиментальность; неустойчивость мотивации, склонность к эмоциональной вовлечённости; предрасположенность к работе творческого и социального характера;
  • Экстраверсия – указывает на направленность внимания во внешний, реальный мир; открытость, склонность к открытому общению и расширению контактов, коммуникабельность; мотивацию к достижению у спеха; стремление к социальной работе, а также к повышенной активности и экзальтированности;
  • Спонтанность – указывает на склонность к независимости и самоутверждению; совершение необдуманных поступков, предприимчивость; стремление к самостоятельной и творческой работе, преимущественно, без подчинения кому-либо;
  • Агрессивность – указывает на потребность в самореализации, упорство, наличие собственных принципов и интересов; практичное восприятие действительности, наступательность; склонность к активной деятельности, работе технического характера, а также к самоутверждению, вспыльчивости, эгоистичности;
  • Ригидность – указывает на гипертрофированное стремление к отстаиванию своих интересов и принципов, критичное отношение к позиции окружающих; субъективизм мышления, инертность установок, упорство; склонность к точным наукам, техническим и творческим видам деятельности.

Инструкция по прохождению ИТО

Для прохождения индивидуального личностного опросника не требуется никаких вспомогательных или дополнительных материалов, кроме перечня самих утверждений. Требуется прочитать каждое из утверждений, оценить, насколько оно соответствует вашей личности, а затем дать положительный или отрицательный ответ. После этого необходимо обработать результаты с помощью ключа.

Обработка результатов ИТО

Обрабатываются результаты при помощи соответствующего ключа – после прохождения ИТО испытуемый набирает определённое количество баллов, в зависимости от его ответов на утверждения.

В том случае, если показатели по всем представленным шкалам находятся на уровне 3-4 баллов, это будет говорить о том, что человек эмоционально устойчив, легко адаптируется к разным ситуациям, имеет множество профессиональных возможностей, однако его характер не является ярко выраженным, как и его эмоциональная выразительность. Следует знать, что о яркой выраженности особенностей характера будет говорить показатель от 5 до 7 баллов по всем шкалам. Если же показатели превышаю отметку в 7 баллов, это означает, что человек испытывает трудности при социально-психологической адаптации.

Основываясь на максимальных баллах шкал, находящихся рядом друг с другом, можно произвести определение стиля межличностного поведения, который, в свою очередь, может быть конфликтным, индивидуалистичным, компромиссным, конформным, неконформным, зависимым или лидерским. А различные сочетания показателей по всем шкалам ИТО позволяют обрисовать индивидуальные паттерны, составляющие личность человека.

Если вы хотите проанализировать себя по данной методике в интерпретации 4brain, то вы можете это сделать в нашем , где собраны лучшие мировые практики психологического тестирования.

L Ложь = 2 балла

F Аггравация = 2 балла

I Экстраверсия = 4 баллов

II Спонтанность = 5 баллов

III Агрессивность/Стеничность = 8 баллов

IV Ригидность = 4 баллов

V Интроверсия = 5 баллов

VI Сензитивность = 7 баллов

VII Тревожность = 6 баллов

VIII Эмотивность/Лабильность = 5 баллов

Значение шкалы «ложь» равно 2 баллам, что может свидетельствовать о максимальной достоверности полученных данных. Значение шкалы «аггравация» равно 2 баллам, что также подтверждает достоверность полученных данных и отсутствие тенденции подчеркивания проблем.

Показатели, выраженные умеренно (3-5 баллов), означают акцентуированные черты К.

Социально-психологические черты проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения.

На первый план выходят следующие показатели. Агрессивность - 8 баллов, сензитивность - 7 баллов, тревожность - 6 баллов.

В связи с этим можно сделать вывод, что испытуемая - экстраверт с преобладанием правополушарных характеристик. Больше ориентирована при постижении информации на собственную интуицию.

Для К. характерно стремление к лидерству, наступательности, агрессивности, активное отстаивание своей жизненной позиции. Ей свойственна быстрота в принятии решения, определенная резкость в поведении, высокий уровень активности. Одновременно ей свойственно сочувствие к окружающим ее людям, а также участие в активной жизнедеятельности.

Также выражено стремится к самоутверждению. Реакция на стресс может проявляться не только психологически (агрессивное взаимодействие с окружением ее людьми), но и на физиологическом уровне.

У испытуемой преобладает смешанный характер реагирования: спонтанный, склонный к лидированию тревожный тип, нуждающийся в щадящей социальной нише. В межличностном взаимодействии испытуемая стремится к независимости и лидированию, но при этом ориентирована на группу, ее интересы и направление деятельности (ожидание у группы признания).

Наиболее важны две противоположные тенденции: с одной стороны - склонность к острым ощущениям, свободе от ответственности, а с другой - поиск и ожидание значимой позиции в группе, желание добиться этого.

Анализ результатов Теста Люшера

Х х = = - -

Первый выбор: 3 5 4 1 6 2 0 7

Х х = - - -

Второй выбор: 6 5 1 4 3 2 0 7 В целом! = 4.

В качестве испытуемой - девушка К., 22 года.

Выбор красного цвета в качестве ведущей тенденции в первом варианте выражает потребность К. в достижении, власти, агрессивности, целенаправленности, высокой поисковой активности.

Коричневый цвет, находящийся на первом месте во втором раскладе - свидетельство стремления избегания ситуаций дискомфорта. В результате беседы выявляется факт неблагоприятной напряженной ситуации на работе. Разрешение данной проблемы потребует значительных усилий как от самой К., так и от других людей, работающих вместе с ней, привлечение которых к разрешению конфликтной ситуации необходимо, но зависит от самой К. На данном этапе эта ситуация на работе воспринимается К. как неразрешимая.

Значения 6 5 (коричневый и фиолетовый) на первых позициях во втором варианте подтверждает чувство неудовлетворенности, которое связано с неразрешенной конфликтной ситуацией на работе, и стремление к комфорту, расслаблению, желание снять напряжение конфликтной ситуации.

В результате беседы был выявлен «лидирующий» цвет - красный, поскольку именно данный цвет наиболее точно раскрывает личность К. Нахождение коричневого цвета на первом месте во втором варианте - отражение сложившейся на данном жизненном этапе негативной рабочей ситуации.

В первом варианте значения +3 + 5 как раз и характеризует повышенное возбуждение, стремление произвести впечатление, проявившееся перед началом исследования.

Сочетание 3 5 - свидетельство творческой индивидуальности личности, отличающейся самобытностью, оригинально мыслящей, со своеобразием интересов.

Во втором варианте красный цвет К. переместила в конец, что является свидетельством физической усталости, спад энергии. Это может быть связано с тем, что исследование проводилось в конце рабочего дня, и между первым и вторым выбором прошло достаточное количество времени, в течение которого К. выполняла свои служебные обязанности.

Таким образом, К. представляет собой самостоятельную, независимую, авторитарную личность, быстро принимающую решения, периодически проявляющей агрессию. Выбор красного цвета в качестве ведущей тенденции определяет соответствующий тип реагирования - лидерство, самоутверждение, ведущий мотив - достижение успеха, ведущая эмоция - агрессивность, позиция - мужественность.

Учитывая сложившуюся неразрешимую ситуацию на работе, выбор коричневого цвета в качестве ведущего при повторном раскладе указывает на потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту.

Основной способ достижения цели по жизни - активный, наступательно - агрессивный, автономный. В данный период времени - это направленность на себя, обращение к физическим, жизненным потребностям. Цель субъекта - потребность в уходе от реальной ситуации, ее избегание.

Расположение синего и желтого цветов на 3, 4-й позициях подтверждает, что К. на данный момент в ситуации серьезного конфликта, которая требует взвешенности, спокойного действия.

Сочетание этих цветов усиливает представление зависимости К. от среды. Сочетание желтого и темно-синего цветов (4 1 - в первом варианте, 1 4 - во втором варианте) на третьей и четвертой позициях можно связать с зависимостью работоспособности и продуктивности К. от настроения, с эмоциональной вовлеченностью и тенденцией к перепадам настроения.

Интересным является тот факт, что в зону безразличия попадают попеременно ведущие тенденции, заменяя друг друга. Невостребованные в данный момент резервы могут использоваться в зависимости от сложившейся ситуации. Активная общественная позиция сменяется необходимостью удовлетворения личных жизненных потребностей. При этом постоянство - это не самое главное.

Нахождение зеленого цвета на 6-м месте, означает, что К. нужно, чтобы ее признавали. Она хочет всегда сохранять свои позиции и поступать по-своему, несмотря на сопротивление или противодействие. Однако оказываемое сопротивление ослабевает ее, а недостаток признания заставляет ее почувствовать, что ее достоинства не так велики. Это вызывает в ней напряжение и причиняет ей страдания из-за физической слабости, которую она испытывает на самом деле. Эти страдания могут проявляться в ощущении «сопротивления» или физического давления.

Отвергаемый зеленый цвет означает стремление освободиться от напряжения, вызванного непризнанием. Потеря способности к сопротивлению и настойчивости, тревога из-за возможной утраты своей репутации или своего положения, - все это приводит к такому беспокойству, что у нее вырабатывается привычка всю вину валить на других, и ее отношение к людям становится критическим, пренебрежительным.

Отвергнутый зеленый в первом варианте компенсируется красным в первой позиции (+3-2). Красный - жажда раздражения и возбуждения, и поскольку отвержение зеленого выражает состояние напряженности, ведущее к раздражительности и утрате самоконтроля, - это сочетание приводит к значительной запальчивости, неконтролируемым взрывам плохого настроения, к сердечнососудистым изменениям. Данный факт также подтверждается результатами автобиографии.

Компенсирующая роль красного цвета побуждает К. к новым завоеваниям, получению интенсивных впечатлений, поиску разнообразных переживаний, что в том числе приводит к сексуальному экспериментированию, изменам. Эти данные обстоятельства подтверждаются информацией, полученными в ходе беседы.

Сочетание зеленого цвета с серым (2 0) усиливает черты обособленности, признаки межличностного конфликта, трудности общения, неприятия окружающими, повышенной чувствительности к критике, субъективной уверенности в своей правоте.

Расположение зеленого цвета на последних позициях цветового ряда - свидетельство фрустрированности потребности в социальном утверждении, ущемленном самолюбии, нереализованных притязаниях.

Отрицает бездействие, пассивность.

Отвержение серого цвета К. означает, что К. принимает на себя ответственность за окружающее. Она использует каждую возможность на своем пути к цели и не может позволить себе отдохнуть, пока не достигнет ее.

Наличие серого цвета перед черным означает, что К. находит спасение от общего состояния нетерпимости в полной невовлеченности и неучастии в происходящем.

Профессиональная принадлежность К. обусловливает выбор красного цвета, поскольку в настоящее время она работает администратором в косметическом салоне, а это несет в себе большую ответственность. В сочетании с фиолетовым цветом красный особенно подчеркивает наступательную позицию, спонтанность поступков и суждений, импульсивность и повышенную интуицию. Можно отметить у нее черты лидерства, предприимчивости, склонности к риску, проявляющиеся уже в раннем детстве.

Тест ИТО Л.Н. Собчик (психология индивидуальности) направлен на диагностику самосознания, самооценки, самоконтроля личности. Ведущие тенденции (свойства личности, черты характера) определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов. Индивидуально типологический опросник был создан Людмилой Собчик на основе русской версии теста MMPI - СМИЛ . Методика ИТО Л. Собчик позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу.

В опроснике всего 91 простых и понятных утверждений. Время выполнения теста - 30 минут.

Тест ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Л. Собчик):

Инструкция.

Прочитав каждое утверждение, зачеркните "Да" перед номером соответствующего утверждения, если согласны с утверждением или "Нет" если не согласны.

Ответ ДА

Ответ НЕТ

Утверждение

1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним

2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер

3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве чем в присутствии многих людей или в шумном месте

4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи

5. Я очень редко заговариваю первым с незнакомыми людьми

6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках

7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели

8. Я часто тревожусь по пустякам

9. В моих неудачах виноваты определенные люди

10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь

11. Меня мало касается все, что случается с другими

12. Мне интересны яркие, артистичные личности

13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих

14. В шумной компании я чаще всего - в роли только наблюдателя

15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей

16. Я – человек абсолютно правдивый и искренний

17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми

18. Меня часто тянет к шумным компаниям

19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно

20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых

21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать прежде чем начать действовать

22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнения, когда я уверен в своей правоте

23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода

24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок

25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей

26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов

27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь

28. Я чрезвычайно чувствителен к изменениям в настроении окружающих меня людей

29. Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании

30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей

31. Я никогда не поступаю как эгоист

32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение

33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один, а не в присутствии многих людей

34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела

35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей

36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет

37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным

38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие

39. Я всегда бываю упрям в тех случаях, когда уверен в своей правоте

40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно

41. Никто не может навязать мне свое мнение

42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками

43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих

44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками

45. Я никогда не вру

46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало сделать сегодня

47. Я вечно ни чем не доволен

48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях

49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой

50. Мне нравится командовать другими

51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела

52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких

53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права

54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи

55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает

56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью

57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся

58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление

59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений

60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения

61. Меня любят все мои друзья

62. У меня трагичная судьба

63. У меня много близких друзей

64. Я самый несчастный человек на свете

65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах

66. Я стараюсь быть таким «как все», не выделяться среди других

67. Я – человек спокойный, уравновешенный

68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться»гневной реакцией

69. Я очень чувствителен к изменениям погоды

70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях

71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок

72. Я люблю ходить в гости

73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие

74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей

75. Я никогда не испытываю желания выругаться

76. Я никого никогда не обманывал

77. Мне никто не нужен и я не нужен никому

78. Я – человек застенчивый

79. Мне ужасно не везет в жизни

80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности

81. Я бы очень переживал, если бы кого-то задел или обидел

82. Меня ни чем не испугать

83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем

84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого себя

85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды

86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу

87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома»

88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей

89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение

90. Я никогда не сержусь

91. Я отвечал на все вопросы очень правдиво

Ключ к Тесту ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Л. Собчик).

Ложь:
Да 16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90

Аггравация:
Да 2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 79

Экстраверсия:
Да 12, 27, 29, 42, 44, 72
Нет 14, 57, 87

Спонтанность:
Да 4, 19, 21, 34, 49, 50
Нет 6, 65, 80

Агрессивность:
Да 7, 22, 36, 37, 51, 53, 68
Нет 66, 81

Ригидность:
Да 9, 24, 26, 39, 41, 56
Нет 71, 83, 86

Интроверсия:
Да 3, 5, 33, 35, 48, 78
Нет 18, 20, 63

Сензитивность:
Да 15, 28, 43, 59, 89
Нет 11, 13, 30, 74

Тревожность:
Да 8, 23, 38. 52, 54, 69, 84
Нет 67, 82

Лабильность:
Да 10, 25, 40, 55, 58
Нет 70, 73, 85, 88

Интерпретация Теста ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Л. Собчик).

Перечень факторных шкал:

  • ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете)
  • аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера)
  • экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)
  • спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)
  • агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)
  • ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)
  • интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)
  • сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)
  • тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость)
  • лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности)

Пример представления результата:

На круговой диаграмме 8 последних шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т.п.

Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы “ложь” и “аггравация”):

  • 0-1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
  • 3–4 балла (норма значения теста) – гармоничная личность;
  • 5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;
  • 8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.

Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.

По шкалам “аггравация” и “ложь” можно судить о надежности полученных результатов:

  • высокие показатели по шкале “ложь” выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете;
  • высокие показатели по шкале “аггравация” выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;
  • если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.

Достоверные связи показателей ИТО (r = +0,73) подтверждены данными корреляционного анализа в процессе сопоставления баллов, отражающих степень выраженности типологических тенденций, с данными объективного наблюдения и результатами психодиагностического исследования тестами СМИЛ (MMPI), МЦВ (Люшер), МПВ (Сонди) и ДМО (Лири). Наиболее сильные связи обнаружены по факторам“экстраверсия”, “тревожность”, “агрессивность”, “спонтанность” и “сензитивность” (r = +0,84), несколько ниже показатели корреляции по факторам “ригидность” и “лабильность” (r = +0,68).

5 Rating 5.00 (1 Vote)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Методика ИТО представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств. Она позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу. В основе методики лежит разработанная Л.Н. Собчик теория ведущих тенденций, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающих разные уровни развития личности – от врожденных свойств темперамента, через характер, который формируется в процессе взаимодействия темперамента с социальной средой, – к зрелой личности, в которой объединение осуществляется интегрированным “Я” (самосознание, самооценка, самоконтроль). Ведущие тенденции определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов.
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п.
СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Опросник ИТО опирается на значительный опыт автора по разработке и интерпретации данных русской версии теста MMPI — СМИЛ. Опросник отличается небольшим количеством (всего 91) и простотой включенных в него утверждений, не вызывающих настороженности со стороны испытуемых, а также наличием шкал достоверности (“ложь” и “аггравация”), которые позволяют судить о том, насколько мотивационные искажения могут повлиять на результаты тестирования.
Время выполнения теста — 30 минут.

ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРНЫХ ШКАЛ

  • ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете)
  • аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера)
  • экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)
  • спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)
  • агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)
  • ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)
  • интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)
  • сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)
  • тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость)
  • лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности)

На круговой диаграмме 8 последних шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т.п.

Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы “ложь” и “аггравация”):

  • 0-1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
  • 3–4 балла (норма) – гармоничная личность;
  • 5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;
  • 8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.

Следует учесть, что данные интервальные границы сформулированы автором по теоретическим соображениям и не опираются в данном случае на структуру статистического распределения тестовых баллов. По этому признаку ИТО приближается к «авторским тестам».

Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.

По шкалам “аггравация” и “ложь” можно судить о надежности полученных результатов:

  • высокие показатели по шкале “ложь” выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете;
  • высокие показатели по шкале “аггравация” выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера;
  • если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Пример результата (скачать в формате MS Word, отчет для психолога).
Результаты теста могут быть представлены в трёх формах:

  • круговая диаграмма, указывающая значения по 8 основным факторам;
  • текстовые интерпретации факторов;
  • таблица данных, в которую включены сырые баллы, стены, процентили (процент от выборки стандартизации).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Методика ИТО разработана Л.Н.Собчик, ведущим специалистом в области психологии индивидуальности. Методика успешно применяется с 1996 года и уже послужила основой для целого ряда научно-исследовательских и практических работ в сфере изучения профессионально важных личностных свойств и толерантности к стрессу на контингенте лиц, профессиональная деятельность которых проходит в особо сложных и опасных условиях (милиция, вневедомственная охрана, инкассаторы), а также в сфере межличностной коммуникации в рамках управленческих структур различных профессиональных групп.

Надежность методики подтверждена статистической обработкой данных, полученных в результате проведенных исследований по изучению личностных особенностей психически здоровых людей разного пола, возраста и разной профессиональной направленности (свыше 1000 наблюдений) и при обследовании больных с пограничными (ситуативно обусловленными) расстройствами (более 450 наблюдений).

Достоверные связи показателей ИТО (r = +0,73) подтверждены данными корреляционного анализа в процессе сопоставления баллов, отражающих степень выраженности типологических тенденций, с данными объективного наблюдения и результатами психодиагностического исследования тестами СМИЛ (MMPI), МЦВ (Люшер), МПВ (Сонди) и ДМО (Лири). Наиболее сильные связи обнаружены по факторам “экстраверсия”, “тревожность”, “агрессивность”, “спонтанность” и “сензитивность” (r = +0,84), несколько ниже показатели корреляции по факторам “ригидность” и “лабильность” (r = +0,68).

Инструкция : Прочитав каждое утверждение, зачеркните «Да» перед номером соответствующего утверждения, если согласны с утверждением или «Нет» если не согласны.

Ответ ДА

Ответ НЕТ

Утверждение

1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним
2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер
3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве чем в присутствии многих людей или в шумном месте
4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи
5. Я очень редко заговариваю первым с незнакомыми людьми
6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках
7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели
8. Я часто тревожусь по пустякам
9. В моих неудачах виноваты определенные люди
10. Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь
11. Меня мало касается все, что случается с другими
12. Мне интересны яркие, артистичные личности
13. Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих
14. В шумной компании я чаще всего — в роли только наблюдателя
15. Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей
16. Я – человек абсолютно правдивый и искренний
17. Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми
18. Меня часто тянет к шумным компаниям
19. Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно
20. Мне всегда приятно заводить новых знакомых
21. Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать прежде чем начать действовать
22. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнения, когда я уверен в своей правоте
23. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода
24. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок
25. Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей
26. В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов
27. Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь
28. Я чрезвычайно чувствителен к изменениям в настроении окружающих меня людей
29. Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании
30. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей
31. Я никогда не поступаю как эгоист
32. Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение
33. Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один, а не в присутствии многих людей
34. Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела
35. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей
36. Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет
37. Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным
38. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие
39. Я всегда бываю упрям в тех случаях, когда уверен в своей правоте
40. Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно
41. Никто не может навязать мне свое мнение
42. Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками
43. Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих
44. В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками
45. Я никогда не вру
46. Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало сделать сегодня
47. Я вечно ни чем не доволен
48. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях
49. Я умею заинтересовать людей и повести их за собой
50. Мне нравится командовать другими
51. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела
52. Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких
53. Мне нередко приходилось в драке защищать свои права
54. Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи
55. Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает
56. Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью
57. Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся
58. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление
59. Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений
60. Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения
61. Меня любят все мои друзья
62. У меня трагичная судьба
63. У меня много близких друзей
64. Я самый несчастный человек на свете
65. Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах
66. Я стараюсь быть таким «как все», не выделяться среди других
67. Я – человек спокойный, уравновешенный
68. Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться»гневной реакцией
69. Я очень чувствителен к изменениям погоды
70. Я не люблю присутствовать на шумных застольях
71. Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок
72. Я люблю ходить в гости
73. Мне все равно, что обо мне думают окружающие
74. Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей
75. Я никогда не испытываю желания выругаться
76. Я никого никогда не обманывал
77. Мне никто не нужен и я не нужен никому
78. Я – человек застенчивый
79. Мне ужасно не везет в жизни
80. Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности
81. Я бы очень переживал, если бы кого-то задел или обидел
82. Меня ни чем не испугать
83. Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем
84. В своих неудачах я в первую очередь виню самого себя
85. Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды
86. Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу
87. Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома»
88. Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей
89. Малейшая неудача резко снижает мое настроение
90. Я никогда не сержусь
91. Я отвечал на все вопросы очень правдиво

Ключ к обсчету результатов:

Ложь :
Да 16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90

Аггравация :
Да 2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 79

Экстраверсия :
Да 12, 27, 29, 42, 44, 72
Нет 14, 57, 87

Спонтанность :
Да 4, 19, 21, 34, 49, 50
Нет 6, 65, 80

Агрессивность :
Да 7, 22, 36, 37, 51, 53, 68
Нет 66, 81

Ригидность :
Да 9, 24, 26, 39, 41, 56
Нет 71, 83, 86

Интроверсия :
Да 3, 5, 33, 35, 48, 78
Нет 18, 20, 63

Сензитивность :
Да 15, 28, 43, 59, 89
Нет 11, 13, 30, 74

Тревожность :
Да 8, 23, 38. 52, 54, 69, 84
Нет 67, 82

Лабильность :
Да 10, 25, 40, 55, 58
Нет 70, 73, 85, 88