Народные методы        29.01.2024   

Управляемый депозит налоговый агент. Кто является налоговым агентом по налогу на прибыль

учредители управления физ лица заключили договор доверит управления с ООО. как будет исчисляться НДФЛ у физ лиц? кто должен определить сумму для НДФЛ? и будет ли являться налог на имущество по зданию расходом при исчислении НДФЛ? управление имуществом. налог на имущество расход физ лиц или нет?Письма Минфина РФ от 09.10.2015 № 03-04-06/57967 и от 20.06.2016 № 03-04-06/35802 клиента не удовлетворили: "письмо имеет только разъяснительный характер. мне точно нужно"

Организация - доверительный управляющий, признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых физическому лицу - учредителю управления. На доверительного управляющего возлагается обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов физического лица. Налогообложению подлежит доход, непосредственно выплачиваемый доверительным управляющим учредителю управления по договору. Расходы доверительного управляющего, связанные с ведением деятельности по доверительному управлению, содержанию и эксплуатации объекта доверительного управления, включая вознаграждение доверительного управляющего, учитываются при определении подлежащего налогообложению дохода. Налог на имущество в расходах не учитывается.

Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Как предпринимателю учесть налог на имущество при налогообложении

Порядок учета налога на имущество зависит от системы налогообложения, которую применяет предприниматель.

ОСНО

При расчете НДФЛ предприниматель на общей системе налогообложения может уменьшить доходы, облагаемые по ставке 13 процентов (за исключением дивидендов), на профессиональные налоговые вычеты (п. 3 ст. 210 НК РФ). В состав этих профессиональных вычетов могут быть включены суммы налогов и сборов, уплаченные в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Налога на имущество физических лиц включается в состав профессиональных вычетов только в части имущества, непосредственно используемого при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом налог на имущество, начисленный на жилые дома, квартиры, дачи и гаражи, не принимается к вычету при определении налоговой базы по НДФЛ.

Таким образом, доверительный управляющий, признаваемый налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых по договору доверительного управления имуществом учредителям управления - физическим лицам, обязан исчислить, удержать с указанных доходов физических лиц и перечислить в бюджет НДФЛ.

На основании пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ доверительный управляющий обязан удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов учредителей управления при их фактической выплате.

Налогообложению подлежит доход, непосредственно выплачиваемый доверительным управляющим учредителям управления по договору доверительного управления имуществом.

Расходы доверительного управляющего, связанные с ведением деятельности по доверительному управлению и содержанию объекта доверительного управления (коммунальные платежи, вознаграждение доверительного управляющего), учитываются доверительным управляющим при определении подлежащего налогообложению дохода учредителя управления - физического лица.

Следовательно, доходом физического лица, подлежащим обложению НДФЛ, с которого управляющим - налоговым агентом удерживается налог, является арендная плата за вычетом вознаграждения доверительного управляющего и расходов на содержание имущества.»

Налогообложение НДФЛ по доверительному управлению ценными бумагами

В настоящее время одним из способов управления ценными бумагами является их передача в доверительное управление. Отметим, что такой вид отношений весьма удобен, в том случае если сам собственник не обладает достаточной квалификацией и компетенцией для того, чтобы эффективно распоряжаться принадлежащими ему ценными бумагами. В этом случае он прибегает к помощи специалиста – доверяет управление ценными бумагами.

В данной статье поговорим об особенностях налогообложения НДФЛ операций по доверительному управлению ценными бумагами.

Правовое регулирование доверительного управления имуществом.

Законодательные основы доверительного управления имуществом определены в главе 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Учредителем управления является сторона, в собственности которой находится имущество (или обладающая имущественными правами) и которая передает их (имущество и права) в доверительное управление.

Доверительный управляющий – сторона, которой передается имущество и которая им управляет в интересах учредителя управления или выгодоприобретателя. Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

Законом предусмотрена еще одна сторона отношений в рамках доверительного управления – это выгодоприобретатель, в чьих интересах осуществляется доверительное управления. В подавляющем большинстве случаев учредитель управления выступает в качестве выгодоприобретателя.

Объектами доверительного управления могут быть различные виды имущества и имущественных прав.

Причем, в соответствии с пунктом 2 статьи 1013 ГК РФ деньги не могут быть самостоятельными объектами доверительного управления, за исключением случаев, установленных законом. Например, возможность передачи денежных средств в доверительное управление для инвестирования в ценные бумаги предоставлена статьей 5 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон № 39-ФЗ) и статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Ценные бумаги относятся к особому виду имущества. Согласно статье 1025 ГК РФ особенности доверительного управления ценными бумагами определяются законом.

В соответствии со статьей 5 Закона № 39-ФЗ деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами определен Приказом ФСФР России от 3 апреля 2007 года № 07-37/пз-н (далее – Порядок № 07-37/пз-н).

Отметим, что требования указанного Порядка не распространяются на деятельность управляющих компаний по доверительному управлению (пункт 1.3 Порядка № 07-37/пз-н):

– инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов;

– паевыми инвестиционными фондами;

– средствами пенсионных накоплений;

– средствами пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов;

– накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих;

– ипотечным покрытием.

Кроме того, указанный Порядок не применяется в отношении деятельности по управлению ценными бумагами, если она связана исключительно с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.

Согласно пункту 2.1 Порядка № 07-37/пз-н управляющий вправе принимать в доверительное управление и осуществлять доверительное управление следующими объектами доверительного управления:

– ценными бумагами, в том числе полученными управляющим в процессе деятельности по управлению ценными бумагами;

– денежными средствами, включая иностранную валюту, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, в том числе полученными управляющим в процессе деятельности по управлению ценными бумагами.

Управляющий вправе с соблюдением требования валютного законодательства принимать в доверительное управление и осуществлять доверительное управление иностранной валютой в случае, если соответствующая иностранная валюта является предметом сделок купли/продажи на торгах, организуемых валютной биржей.

Управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при управлении ценными бумагами, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.8 Порядка № 07-37/пз-н).

Пунктом 2.9 Порядка № 07-37/пз-н определено, что управляющий обязан обособить ценные бумаги и денежные средства учредителя управления, находящиеся в доверительном управлении, а также полученные управляющим в процессе управления ценными бумагами, от имущества управляющего и имущества учредителя управления, переданного управляющему в связи с осуществлением им иных видов деятельности.

Для хранения денежных средств, находящихся в доверительном управлении, а также полученных управляющим в процессе управления ценными бумагами, управляющий обязан использовать отдельный банковский счет.

Для учета прав на ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении, в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг управляющий открывает отдельный лицевой счет (счета) управляющего, а если учет прав на ценные бумаги осуществляется в депозитарии – открывает отдельный счет (счета) депо управляющего.

В соответствии с пунктом 2.10 Порядка № 07-37/пз-н на одном банковском счете управляющего могут учитываться денежные средства, передаваемые в доверительное управление разными учредителями управления, а также полученные в процессе управления ценными бумагами, при условии, что такое объединение денежных средств предусмотрено договорами доверительного управления, заключенными управляющим с такими учредителями управления.

При этом управляющий обязан обеспечить ведение обособленного внутреннего учета денежных средств по каждому договору доверительного управления.

Согласно пункту 2.11 Порядка № 07-37/пз-н на одном лицевом счете управляющего (счете депо управляющего) могут учитываться ценные бумаги, передаваемые в доверительное управление разными учредителями управления, а также полученные в процессе управления ценными бумагами при условии, что такое объединение ценных бумаг предусмотрено договорами доверительного управления, заключенными управляющим с такими учредителями управления.

При этом управляющий обязан обеспечить ведение обособленного внутреннего учета ценных бумаг по каждому договору доверительного управления.

Кроме того, управляющий обязан предоставлять учредителю управления отчет о деятельности управляющего по управлению ценными бумагами, содержащий информацию, предусмотренную Порядком № 07-37/пз-н, в сроки, предусмотренные договором доверительного управления, но не реже одного раза в квартал (пункт 4.1 Порядка № 07-37/пз-н).

В случае письменного запроса учредителя управления управляющий обязан в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения запроса, предоставить учредителю управления Отчет на дату, указанную в запросе, а если такая дата не указана – на дату получения запроса управляющим (пункт 4.2 Порядка № 07-37/пз-н).

В Отчете должна содержаться информация обо всех сделках, совершенных управляющим с принадлежащими учредителю управления объектами доверительного управления, а также операциях по передаче в доверительное управление учредителем управления и возврату ему объектов доверительного управления, за период времени, исчисляемый с даты, на которую был сформирован предыдущий отчет (даты заключения договора доверительного управления, если Отчет не выдавался), до даты формирования предоставляемого отчета (даты, указанной в письменном запросе учредителя управления), а также информация об объектах доверительного управления, принадлежащих учредителю управления на последний день отчетного периода, и их оценочная стоимость (пункт 4.3 Порядка № 07-37/пз-н).

Налог на доходы физических лиц по доверительному

управлению ценными бумагами

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами предусмотрены статьей 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Абзацем 4 пункта 7 статьи 214.1 НК РФ определены особенности признания дохода по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительными управляющими.

Доходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу выгодоприобретателя – физического лица, включаются в доходы выгодоприобретателя по операциям, перечисленным в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 214.1 НК РФ соответственно.

В соответствии с пунктом 10 статьи 214.1 НК РФ расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном пунктами 6 – 15 статьи 214.1 НК РФ, с учетом требований пункта 17 статьи 214.1 НК РФ.

Согласно пункту 17 статьи 214.1 НК РФ суммы, уплаченные по договору доверительного управления доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами, учитываются как расходы, уменьшающие доходы от соответствующих операций (письмо Минфина России от 16 февраля 2015 года № 03-04-06/6856). При этом, если учредитель доверительного управления не является выгодоприобретателем по договору доверительного управления, то такие расходы принимаются при исчислении финансового результата только у выгодоприобретателя.

Если договор доверительного управления предусматривает несколько выгодоприобретателей, то распределение между ними доходов по операциям с ценными бумагами, осуществляемых доверительным управляющим в пользу выгодоприобретателя, осуществляется исходя из условий договора доверительного управления.

В случае, если при осуществлении доверительного управления совершаются операции с ценными бумагами, обращающимися и (или) не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также, если в процессе доверительного управления возникают иные виды доходов (в том числе доходы в виде дивидендов, процентов), налоговая база определяется отдельно по операциям с ценными бумагами, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и по каждому виду дохода с учетом положений статьи 214.1 НК РФ. При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по операциям с ценными бумагами, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, или на уменьшение соответствующего вида дохода, распределяются пропорционально доле каждого вида дохода.

Отрицательный финансовый результат по отдельным операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в налоговом периоде, уменьшает финансовый результат по совокупности соответствующих операций. При этом финансовый результат определяется раздельно по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами в силу пункта 20 статьи 214.1 НК РФ определяется налоговым агентом по окончании налогового периода, если иное не установлено названной статьей или статьей 226.1 НК РФ, в которой приведен перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по доверительному управлению ценными бумагами.

Вопрос о выполнении доверительным управляющим функций налогового агента по НДФЛ при выплате доходов по ценным бумагам рассмотрен в письме Минфина России от 13 марта 2015 года № 03-04-06/69529. В письме отмечено, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 226.1 НК РФ налоговым агентом признается доверительный управляющий в отношении дохода, выплачиваемого налогоплательщику по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по ценным бумагам, на лицевом счете или счете депо этого доверительного управляющего в случае, если этот доверительный управляющий на дату приобретения ценных бумаг, указанных в данном подпункте, является профессиональным участником рынка ценных бумаг.

В силу пункта 7 статьи 226.1 НК РФ исчисление и уплата суммы налога производятся налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок в порядке, установленном главой 23 НК РФ, в следующие сроки:

– по окончании налогового периода;

– до истечения налогового периода;

– до истечения срока действия договора в пользу физического лица.

В соответствии с абзацем 5 пункта 7 статьи 226.1 НК РФ исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном данной главой НК РФ.

Исходя из вышеприведенных положений статьи 226.1 НК РФ, при выплате дохода по ценным бумагам сумма подлежащего уплате налога исчисляется и удерживается налоговым агентом на дату выплаты такого дохода.

Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 226.1 НК РФ под выплатой денежных средств в целях данной статьи понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.

Информируем, что с 1 января 2015 года к доходам налоговых резидентов Российской Федерации (юридических и физических лиц) в виде дивидендов будет применяться налоговая ставка 13% (п.1 ст.224 НК РФ и пп.2 п.3 ст.284 НК РФ) вместо 9%. При этом расчет суммы налога производится по установленной ст. 275 НК РФ формуле.

Изменения внесены Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Информируем Вас, что лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях НК РФ и применения международных договоров РФ по вопросам налогообложения признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом. При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, а также принимаемые ими риски.

При применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Помимо этого налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Налоговый агент, выплачивающий доход в виде дивидендов, для применения положений международных договоров РФ и (или) ставок налога, установленных НК РФ, в дополнение к вышеуказанным документам, вправе запросить у иностранной организации, получившей доход в виде дивидендов, и лица, имеющего фактическое право на дивиденды, следующую информацию (документы):

1) подтверждение, что эта иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов (не претендует на применение положений международных договоров РФ);
2) информацию о лице, которое иностранная организация признает фактическим получателем дохода (с указанием доли и документальным подтверждением порядка прямого участия в этой иностранной организации и косвенного участия в российской организации, распределившей дивиденды, а также государства (территории) налогового резидентства лица).

В случае, если лицом, имеющим фактическое право на получение доходов в виде дивидендов и косвенно участвующим в организации, выплатившей доход в виде дивидендов, является налоговый резидент РФ, к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, могут быть применены налоговые ставки, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 284 НК РФ, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, информации (документов), указанной в статье 312 НК РФ.

Данные изменения внесены Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций).

По доходам, полученным физическим лицом по договору доверительного управления по депозитному договору, налоговым агентом признается доверительный управляющий. Налогообложение доходов НДФЛ производится без учета особенностей определения налоговой базы, установленных ст. 214.2 Налогового кодекса РФ, и норм об освобождении от налогообложения процентов по вкладам в банках, предусмотренных п. 27 ст. 217 НК РФ.Обоснование: Особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, установлены ст. 214.2 НК РФ. Пунктом 27 ст. 217 НК РФ предусмотрены основания для освобождения от налогообложения доходов в виде процентов, получаемых налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ. В соответствии с пп. "б" п. 4.13 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" в банке должен иметься договор, на основании которого осуществляется доверительное управление. Согласно ст. 1012 Гражданского кодекса РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. При этом сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая, что он действует в качестве такого управляющего. Из изложенного следует, что договор вклада (депозита) заключает не физическое лицо — учредитель доверительного управления, а доверительный управляющий от своего имени, хотя и за счет денежных средств доверителя. Поскольку физическое лицо не заключает с банком договор вклада, в рассматриваемой ситуации физическое лицо получает не процентный доход по вкладам в банке, а доход от доверительного управления от доверительного управляющего. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговым агентом признается, в частности, российская организация, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доходы. Таким образом, при выплате физическим лицам доходов от доверительного управления налоговым агентом признается доверительный управляющий. Аналогичная позиция отражена в Письмах Минфина России от 25.06.2015 N 03-04-06/36705, от 09.10.2015 N 03-04-06/57967. Учитывая изложенное, получателем дохода в виде процентов по депозитному договору, заключенному доверительным управляющим, признается физическое лицо — учредитель управления, при этом полученный доход рассматривается как доход от доверительного управления. Вместе с тем НДФЛ с такого дохода удерживается при его выплате доверительным управляющим физическому лицу (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Признается ли доверительный управляющий налоговым агентом по НДФЛ в отношении процентов, получаемых клиентом — физическим лицом по депозитному договору, если депозитный договор заключен организацией — доверительным управляющим с банком в рамках доверительного управления? В каком порядке производится налогообложение НДФЛ в данном случае?

Порядок и особенности исчисления налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, установлен статьей 214.1 Налогового кодекса (НК).

Согласно п. 2 статьи 214.1 НК под финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, понимаются фьючерсные и опционные биржевые сделки.

В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 20 февраля 1992 года №2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле":

  • к фьючерсным сделкам относятся сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара стандартных контрактов на поставку биржевого товара;
  • к опционным биржевым сделкам относятся сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.

Налоговые агенты

Согласно п. 3 и п. 8 статьи 214.1 НК организации, выступающие источником выплаты дохода налогоплательщикам - физическим лицам во исполнение договоров доверительного управления на рынке ценных бумаг, признаются налоговыми агентами.

Значит, обязанности по исчислению налога, его удержанию и перечислению в бюджет возлагаются на организации, производящие выплату денежных средств физическим лицам во исполнение договора доверительного управления.

Таким образом, доверительные управляющие по указанным договорам обязаны определить налоговую базу, исчислить, удержать из денежных средств, причитающихся учредителю управления, и уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от совершения названных операций.

Имущественный вычет

Налогоплательщик вправе воспользоваться у источника выплаты дохода имущественным налоговым вычетом, предусмотренным пп. 1 п. 1 статьи 220 НК , в случае, если его расходы на приобретение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально. Вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в этом случае налогоплательщику не предоставляется.

Имущественный налоговый вычет предоставляется при продаже ценных бумаг, находящихся в собственности налогоплательщика:

  • менее 3-х лет – в пределах 125000 рублей;
  • 3 года и более – в полной сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

При этом согласно п.3 статьи 8 Федерального закона от 06.06.2005 №58-ФЗ (Закон 58-ФЗ) с 1 января 2007 года положения абз. 19 п. 3 статьи 214.1 НК утратили силу. То есть с 1 января 2007 года налогоплательщик уже не может воспользоваться имущественным налоговым вычетом при отсутствии у него документально подтвержденных расходов на приобретение ценных бумаг (долей, паев).

Законом 58-ФЗ с 1 января 2007 года из статьи 220 НК исключено положение, согласно которому особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, устанавливаются статьей 214.1 НК РФ.

Расчет налоговой базы

При условии отсутствия выплат в налоговом периоде налоговая база по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), определяется на дату окончания налогового периода.

В том случае, если до истечения очередного налогового периода осуществлялись выплаты в пользу учредителя управления, обязанность исчислить налоговую базу возникает на дату выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).

Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется в общем порядке с учетом особенностей доверительного управления, установленных п. 7 статьи 214.1 НК.

Помимо общего перечня возможных расходов, в расходы учредителя доверительного управления, как налогоплательщика, включаются также суммы, уплаченные доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации, произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

Установлен порядок определения налоговой базы отдельно по каждой категории ценных бумаг и каждому виду дохода, при условии совершения сделок с ценными бумагами различных категорий или при возникновении в процессе доверительного управления иных видов доходов (в виде дивидендов, процентов).

При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по сделкам с ценными бумагами соответствующей категории или на уменьшение соответствующего вида дохода, распределяются пропорционально доле каждого вида дохода.

Убыток, полученный по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления, уменьшает доходы, полученные по операциям с ценными бумагами соответствующей категории. В свою очередь, доходы, полученные по указанным операциям, увеличивают доходы (уменьшают убытки) по операциям с ценными бумагами соответствующей категории. Аналогичное действие возможно и в отношении полученных результатов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

Кроме того, согласно п. 8 статьи 214.1 НК предусмотрена возможность уменьшения налоговой базы по операциям с ценными бумагами соответствующей категории и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок соответственно на сумму убытка, полученного по указанным операциям, совершенным в налоговом периоде доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления.

Сроки уплаты НДФЛ

Согласно п. 8 статьи 214.1 НК предусмотрен особый порядок уплаты налога в течение одного месяца с даты окончания налогового периода или даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг) по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления или выгодоприобретателя.

Если выплаты денежных средств налогоплательщику не производились, то есть при невозможности удержания налога налоговым агентом по состоянию на 31 декабря отчетного календарного года осуществляется расчет суммы налога.

В этом случае согласно положениям п. 8 статьи 214.1 НК налоговый агент (доверительный управляющий) в течение одного месяца с момента возникновения невозможности удержания налога в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.