Лекарства от гипертонии        30.11.2023   

О причащении. Святое причастие

Об углублении отношений с Богом – архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

После выхода евреев из египетского рабства Господь дал на горе Синай Десять Заповедей и повелел Моисею устроить скинию из дорогих материалов, своеобразный переносной храм, одну из первых школ благочестия. «Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 9–11).

Так Господь определил место Своего особого присутствия. Позже по повелению Божию премудрый царь Соломон построил в Иерусалиме величественный каменный храм. При этом храме воспитывалась Пресвятая Богородица, а затем в этот храм вошел Сам Господь наш Иисус Христос. К сожалению, из-за того, что большинство иудеев не приняли Спасителя и распяли Его, храм, как и весь город, во время иудейского восстания в 70 году был разрушен. От этого храма остается лишь часть стены, которую ныне называют Стеной Плача.
Сейчас по примеру Иерусалимского храма во всем мире построено множество величественных и красивых христианских храмов, и мы, как и древние иудеи, верим, что в них особое место присутствия Бога. Все наши православные храмы устроены по образцу древней скинии, то есть состоят из трех частей: Святая святых – алтаря, основной части, где стоит народ, и притвора…

– Отче, чем наш православный храм отличается от ветхозаветного?

– Пожалуй, самое существенное различие в том, что в православном храме, в отличие от ветхозаветного, где приносились в жертву невинные животные, приносится бескровная жертва – совершается Таинство Святой Евхаристии, когда простой хлеб и вино по молитвам предстоящего священника и народа силою благодати Святого Духа претворяются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы с верою приступаем к причастию Святых Христовых Таин, то невидимо соединяемся с Самим Богом.

– Многие люди на подсознательном уровне тянутся к храму, ощущают, что здесь есть Господь, и стараются зайти и хотя бы поставить свечу и кратко помолиться о себе и своих близких, но ограничиваются лишь этим. Насколько важно участвовать также в Таинствах, которые здесь совершаются?

– Если человек со слезами покаяния и молитвой пришел в храм и ограничился лишь тем, что поставил свечу, то никто не вправе осудить такого человека за то, что он не остался здесь на большее время, не приступил к Таинствам. Возможно, это его первый маленький опыт приобщения к духовной жизни. Пройдет какое-то время, и у этого человека появится потребность в углублении своих отношений с Богом.

– Но ведь такая потребность может и не появиться! Не секрет, что ныне, несмотря на изобилие необходимой информации, у множества людей нет никакого понятия о церковных Таинствах, им никто об этом ни в семье, ни в школе не рассказывал.

– Да, сейчас большинство людей крещены в православной вере, но не просвещены, то есть не имеют элементарных знаний о вере и тем более о церковных Таинствах. Но когда человек не участвует в таинствах Церкви, ему очень сложно или, не будет преувеличением сказать, невозможно противостоять тем соблазнам и искушениям, в которые постоянно ввергает его мирская суета.

– Для людей, которые живут в миру, хотя они постоянно наступают на одни и те же грабли, это не очевидно. Можно ли привести какой-нибудь конкретный пример?

– Например, человек женился. Вначале все шло хорошо, была любовь и согласие, но по мере более глубокого узнавания друг друга отношения в браке начали расстраиваться и оказались на грани полного разрыва. Что делать? В большинстве случаев, как об этом свидетельствует официальная статистика, такой брак распадается, потому что в разгоревшемся конфликте обычно каждая из сторон обвиняет другую сторону и нет конца-краю этим взаимным обвинениям. Если же в сердце человека хотя бы немного теплится вера в Бога и он старается через молитву, исповедь и причастие Святых Христовых Таин ее постоянно поддерживать и воспламенять, то при свете веры он видит причину конфликта не в другом человеке, а в первую очередь в самом себе и старается все сделать, пойти на любые жертвы и уступки, чтобы конфликт исчерпал себя. Без веры и без участия в Таинствах этого никто сделать не может. Или возьмем другой пример: у кого-то очень суровый и придирчивый начальник, которого непросто терпеть. И вот начинаются постоянные склоки и скандалы. Если же человек имеет веру, то он спокоен, ибо боится не сурового начальника, а Бога и старается все делать наилучшим образом, чтобы в первую очередь угодить Ему.

– Однако есть много случаев, когда люди регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются, но не становятся лучше или становятся еще хуже, чем были. Почему так бывает?

– Пожалуй, главная причина отсутствия перемены не в бездейственности Таинств, а в неправильном отношении к ним. Часто люди, приступая к Причастию, ищут каких-то особых ощущений и восторгов. Бывает, что они даже хвастаются друг перед другом своими ощущениями после принятия Таинства, но при этом забывают о главной сути его. Суть Таинства не в том, чтобы испытать восторг, а в том, чтобы с Божией помощью победить себя, свои грехи и страсти и стать ближе к Господу и другим людям.

– Неужели после Причастия совсем не должно быть никаких ощущений?

– Ощущение может быть лишь одно – осознание своего недостоинства перед Богом. Об этом говорится в молитве перед Святым Причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедшего в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз». Иногда еще от ощущения своего недостоинства на глазах у людей появляются слезы. Знаю некоторых священников и мирян, которые никогда без слез не причащаются. Но главное во время Причастия, повторюсь, – не особые ощущения, а духовная близость с Господом и с другими людьми.

– А разве Причастие не может благотворно влиять не только на душу, но и на тело человека, исцелить его от болезней?

– Да, в молитве перед Причастием есть слова: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение Святых Христовых Таин, но во исцеление души и тела». Значит, Причастие может даровать и телесное здравие. Не случайно верующие люди в случае тяжелой болезни и особенно перед операцией стараются причаститься Святых Христовых Таин. Известно много случаев, когда Причастие действовало благотворно, когда врачи уже давно потеряли всякую надежду.

– Почему верующие люди причащаются с одной чаши и одной лжицей (ложечкой)?

– Существенный аспект Причащения – это единение всех людей во Христе. В древнем христианском памятнике Дидахе (учении двенадцати апостолов) приводится евхаристическая молитва, в которой есть такие слова: «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и, собранный вместе, стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки» (9, 4). Через Причастие толпа людей, где каждый переживает лишь за самого себя, превращается в Церковь, где все люди становятся близкими и родными, готовыми чужую боль воспринимать как собственную, чужие радости – как свои. И как в семье все общее и часто не брезгуют есть из одной посуды, так и во время Причастия мы становимся одной великой семьей, а потому причащаемся из одной чаши и одной лжицы.

– Как часто нужно причащаться? В ХІХ веке, согласно Катехизису святителя Филарета (Дроздова), мирянам рекомендовалось причащаться 4 раза в год, то есть во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов. А сейчас мы видим, что некоторые люди причащаются за каждой литургией. Как найти золотую середину?

– Думаю, что в ХІХ веке такая рекомендация – причащаться четыре раза в год – была продиктована вынужденно, из-за оскудения веры и благочестия среди части интеллигенции и народа. Об этом в своих проповедях и публицистических выступлениях свидетельствуют почти все пастыри того периода. В то время многие люди совсем перестали ходить в храм и причащаться. Отсюда была такая рекомендация в Катехизисе: лучше редко, чем никогда. Но сейчас иная ситуация. Нынче мы, священники, рекомендуем людям причащаться не реже одного раза в месяц и обязательно в двунадесятые праздники. Тем, кто хочет причащаться чаще, например, студенты семинарии, послушники, монахи или люди, которые чаще чем раз в неделю ходят в храм и стараются вести активную духовную жизнь, мы это не запрещаем. Наоборот, радостно, что в наше время есть еще люди, которые в первую очередь стараются угодить не себе, не своей неге, расслабленности и страстям, а Богу.

– Сейчас люди много путешествуют и попадают в места, где нет православных храмов. Можно ли им причаститься в католическом или раскольническом храме?

– Лучше этого не делать, потому что эти религиозные собрания хотя и сохраняют древние обряды, но суть их потеряли. Это тема для отдельного большого разговора. Самое страшное, что они отпали от единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которую мы всем храмом исповедуем за каждым богослужением в Символе веры. А веточка на дереве, которая отломилась, лишь до поры до времени может сохранять свою красивую зелень и благоухание, но позже без влаги она полностью засыхает.

Беседовала Наталья Горошкова

“Каждый православный христианин обязательно должен причащаться Св. Тайн по крайней мере раз в год, а более усердные и могущие достойно приготовлять себя к таинству – четырежды в год (в установленные Церковью посты) или каждый месяц”, – говорится в “Катехизисе Православной Церкви” (1995 г.).

“Многие причащаются этой (святой) жертвы однажды в год, другие дважды, а иные несколько раз... Кого нам одобрить? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают, а не такие – ни однажды... Для этого и диакон возглашает, говоря: “Святая святым”, то есть кто не свят, пусть не приступает” (св. Иоанн Златоуст).

К причащению Св. Тайн верующие свыше семилетнего возраста должны приступать не иначе, как после исповеди и разрешения грехов от священника.

Приготовление мирян к принятию Св. Тайн должно состоять из поста и молитв, дел милосердия и воздержания от плотских супружеских отношений. Продолжительность подготовки к принятию Св. Тайн – семь дней, при невозможности говения в течение недели – три или в крайнем случае один день.

В дни говения миряне должны бывать в храме на службах, а накануне причащения должны выслушать церковное правило, положенное для священнослужащих, т.е. под воскресенье: канон Спасителю, параклисис (молебный канон) Богородице и канон Ангелу Хранителю; под понедельник: те же каноны и канон Архангелам; под вторник: те же и вместо канона Архангелам – канон Иоанну Предтече; под среду: Спасителю, Божией Матери-Одигитрии и Ангелу Хранителю; под четверг: Спасителю, Божией Матери – параклисис, Ангелу Хранителю, апостолам и, кто хочет, святителю Николаю; под пятницу: вместо канона Спасителю канон Животворящему Кресту Господню, Божией Матери и Ангелу Хранителю; под субботу: канон Спасителю, акафист (с каноном) Божией Матери – благовещенский и каноны Ангелу Хранителю и всем святым.

Кроме того, в каждый вечер, по прочтении канонов, должны быть прочитаны молитвы “на сон грядущим”.

Утром читаются обыкновенно утренние молитвы и молитвы готовящимся к причащению.

Св.Тайны должны быть принимаемы людьми, ничего не евшими и не пившими в тот день. Такое полное воздержание должно начаться еще с вечера накануне причащения, только людям престарелым и детям, не могущим при физической слабости переносить полного воздержания, разрешается принимать пищу с вечера, накануне, но в самом умеренном количестве и то – до полуночи только.

Имевший накануне причащения нечистое сновидение и самопроизвольное истечение семени должен испытать свою совесть, и если причина сновидения была не от него, а по искушению от сатаны, то должен причаститься.

Встав утром, готовящийся ко причащению должен вычистить зубы, чтобы не чувствовалось от него никакого неприятного запаха, оскорбляющего саму святыню Даров. При этом может случиться так, что человек нечаянно проглотит немного воды, – может ли он после этого приступать ко Святому Причастию? Должен. “Иначе сатана, обретши случай удалити его от причастия, чаще будет делать тоже”, – пишет об этом Тимофей Александрийский.

Перед Причастием необходимо прочесть или прослушать Последование ко Святому Причащению, и исповедаться:

НЕ ДОПУСКАЮТСЯ К ПРИЧАСТИЮ

– Нельзя причащаться без исповеди (кроме детей младше 7 лет)

– Находящиеся под отлучением от Св. Таин.

– Находящиеся в бесчувствии, умалишенные и бесноватые, когда в припадках сумасшествия или беснования они богохульствуют (если же бесноватый не богохульствует, “то да причащается, но не каждый день”).

– Муж и жена, имевшие накануне супружеское сообщение.

– Женщина в периоде месячного очищения. “Ибо не думаю, – пишет св. Дионисий, – чтобы оне, аще суть верныя и благочестивыя, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы”.

– Нельзя, согласно 18 Правилу Карфагенского собора, причащать умерших, ибо сказано: “Приимите, ядите”, но умершие ни принимать, ни есть не могут.

ПРАВИЛА ПРИЧАЩЕНИЯ
Перед причастием обязательно исповедаться (кроме детей младше 7 лет) и получить благословление священника для принятия Святого причастия.

1. Приходить в храм нужно к началу литургии без опозданий. При выносе Святых Даров все причастники делают земной поклон. Земной поклон повторяется, когда священник закончит читать предпричастную молитву “Верую, Господи и исповедую...” Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее.

2. Когда открываются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно, не разнимая рук.

3. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной. Подходить ко Святой Чаше причастники должны постепенно, не толпясь, не толкаясь и не стараясь опередить друг друга. Лучше всего во время приближения к Чаше читать Иисусову молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго” или молитвенно петь со всеми находящимися в храме: “Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите”.

4. При причащении должен соблюдаться установленный порядок: “Да причащается (сперва) епископ, потом пресвитеры и диаконы, и иподиаконы, и чтецы... после – дети и весь народ по порядку”.

5. Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду.

6. Подойдя к Чаше, надо отчетливо назвать свое имя. Затем следует принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христово. После Чаши нельзя целовать иконы до запивки!

7. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.

8. У Чаши не следует креститься, так как, поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.

9. Отойдя от Святой Чаши, нужно сделать поясной поклон перед иконой Спасителя, подойти к столику с запивкой, съесть антидор (хлеб) и выпить “теплоту” (обычно ягодный морс), при этом омыть рот, чтобы какая-либо малая частица не осталась во рту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать.

10. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день – грех.

11. Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении, если же их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там.

О ПРИЧАЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ И БОЛЬНЫХ

До семилетнего возраста дети причащаются без исповеди и вообще без приготовления, положенного для мирян, и притом в самом раннем возрасте – не под обоими видами (Тела и Крови), а только под одним видом Крови, как не могущие вкушать твердую пищу. Если младенец способен вкушать твердую пищу, то может быть приобщен и на литургии преждеосвященных Даров.

Младенцы, получившие крещение, причащаются в тот же день или за ближайшей ко времени крещения их литургией.

Священник всегда готов явиться к больному для напутствия его Св. Тайнами: “Буди страж день и нощь с крещением, покаянием и причастием”, повелевает священнику “Увещание святительское”. Только в одно время – во время совершения литургии, – от Херувим-ской песни и до конца литургии, священник не должен прекращать службы ради больного. На всяком же другом богослужении, равно как и на литургии до Херувимской песни, он в случае надобности должен остановить службу в церкви и спешить к тяжелобольному, распорядившись, чтобы в отсутствие его псаломщик читал для назидания присутствующих псалмы.

Больных дозволяется причащать и без соблюдения установленных Церковью правил ко причащению, как то: воздержания от пищи и поста, молитвословий и пр.; даже молитвы, положенные в чине, “егда вскоре вельми больному дати причастие”, могут быть опущены, если больной очень опасен; довольно же в таком случае только прочитать: “Верую, Господи, и исповедую...” и “Вечери Твоея...” и тотчас причастить больного; но, во всяком случае, после исповеди.

Больные могут быть причащаемы и после принятия ими пищи, если жизнь их в опасности.

Больной, находящийся под запрещением, в смертной опасности не лишается причащения Св.Тайн. В случае же, если он встанет после болезни, епитимия его не прекращается до времени, на какое она ему назначена.

ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

День причащения – это особый день христианской души, когда она особым, таинственным образом соединяется со Христом. Как для приема наиболее почетных гостей весь дом приводят в порядок и все обычные дела оставляют, так и день причащения следует проводить как великие праздники, посвящая их, насколько это возможно, уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению.

Св. Нил Сорский после причащения Святых Тайн имел обыкновение некоторое время проводить в глубоком молчании и сосредоточии в самом себе и другим советовал то же, говоря, что “нужно дать тишине и молчанию удобство Святым Тайнам воздействовать спасительно и целебно на душу, болящую грехами”.

Старец о. Алексий Зосимовский указывает, кроме того, на необходимость особенно оберегать себя первые два часа после причащения; в это время враг человеческий всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы освящать человека. Она может оскорбляться и зрением, и неосторожным словом, и слухом, и многословием, и осуждением.

В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы. Есть обычай, что причастившиеся не целуют в этот день икон или руки священника и не делают земных поклонов. Однако, следует заметить, что невыполнение таких обычаев, как несовершение земных поклонов в определенные дни и нецелование рук священника, не является грехом.

Схиигумен Парфений указывает: “Следует упомянуть и о преувеличенной у некоторых осторожности после Причащения. Они стараются не только не плевать целый день после причащения, что, конечно, похвально, но и отходы пищи, если они побывали во рту, считать священными, и потому даже стараются проглотить несъедобное, а что никак нельзя проглотить (рыбьи кости и др.), стараются сжечь на огне. Такой чрезвычайной строгости мы нигде не встречаем в Церковном уставе. Требуется только запить после причащения и, прополоскав запивкой рот, проглотить, чтобы какая-либо малая крупица не осталась во рту – и только! Придуманные по этому вопросу “надстройки” не имеют совершенно отзвука в Церковном уставе.

Совершенно неосновательно также рассуждение некоторых, будто нельзя после причащения прикладываться к иконам, к мощам святых угодников, целовать друг друга. В опровержение таких вымыслов можно указать на обычай священнослужителей при архиерей-ском служении. Все священнослужители, принимавшие участие в служении литургии, обязательно после причащения и запивки подходят к архиерею и благословляются от него, целуя руку. А после литургии, если бывает соборный праздничный молебен, все священно-служители целуют икону праздника или мощи святых угодников”.

“Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии, – говорит преподобный Никодим Святогорец. – Сердце вкушает тогда Господа духовно. Но как мы и телом стеснены и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается... Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе и, когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа”.

Составлено по изданиям: “Правила Православной Церкви” с толкованиями еп. Никодима (СПб., 1912 г.); “Голос Православия” (Екатеринбург, 1999 г.); “Сборник для справок в служебной практике причта” (Самара, 1899 г.).

Готовность к причащению

Пресвитер авва Евлогий во время Евхаристии получал от Бога дар прозорливости. Он видел в душе каждого человека, желающего принять Христовы Тайны, его достоинства и недостатки. Когда собравшиеся в храме начинали готовиться к причащению, он говорил некоторым из них:

Как это вы дерзаете приступать к Святым Тайнам, ведь ваши души и расположения направлены ко злу?

Затем, обращаясь к каждому порознь, обличал:

Ты в эту ночь был одержим блудными помыслами… А ты сказал в своём сердце: «Не всё ли равно - грешным или чистым приступать ко Святому Причащению?»… Ты имел сомнения относительно самих Даров и думал: «Освятят ли они меня, когда приступлю к ним?»

Удерживая согрешивших от принятия Святых Даров, авва Евлогий давал совет:

Удалитесь на некоторое время от Святых Тайн и покайтесь от души, очистив пороки слезами сокрушения. Получив отпущение грехов, вы станете достойными общения с Христом. Если же не очистите сначала мысли, то не можете приступить к благодати Христовой.

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ О ПРИЧАСТИИ

Причащение, причастие, исповедь: Что это такое и как к ним правильно подготовиться?

О святом причастии (причащении, Евхаристии) слышали, пожалуй, все, но сподобились причаститься немногие, которые, судя по всему, и попадут в Царствие Небесное.

Что такое исповедь и причастие?

Каждый грех - это преступление: преступление против Бога, других людей или самого себя.

Исповедь - это наказание за грехи.

Исповедь - это «второе Крещение». Боевое Крещение, в котором мы благодаря стыду и раскаянию вновь обретаем душевную чистоту и получаем прощение грехом от Самого Господа Бога.

Исповедь - это великое таинство.

Исповедь - это бичевание собственных грехов путем их открытого, откровенного признания для того, чтобы почувствовать к ним и ко своей греховной жизни чувство глубокого омерзения и не повторять их в будущем.

Исповедь - очищение души, а здоровый дух дарует здоровое тело.

Исповедь можно сравнить с хирургической операцией, которую осуществляет священник, обнажая наши гнойники, раны, струпья, удаляя их и исцеляя в конечном итоге не только нашу душу, но и тело.

Ведь Господь милостив, но за нераскаянные смертные грехи он наказывает женщин и мужчин, а также их детей и ближайших родственников болезнями и даже смертью.

Поэтому так важно вовремя исповедаться Господу Богу в наших грехах! Чтобы Он нас простил и не наказывал за наши прегрешения наших родных, любимых деток, мужей, жен, родителей, бабушек и дедушек.

Грехи - это большие и малые кирпичи, которые отделяют человека от Бога. Исповедь - это пушка, динамит, который взрывает и постепенно уничтожает стену, отделяющую Бога от человека.

Исповедь - это Покаяние.

Но невозможно исправить грех или смыть его со своей души только раскаянием - очистить душу от его скверны можно только во время исповеди, и больше никак.

Грех, рассказанный священнику во время исповеди и отпущенный им Божьей волею, прощенный Господом, не будет больше никогда вменяться в вину человеку - даже на Суде Божьем после его смерти.

Таким образом, исповедь - это единственный способ очистить свою душу от греховных струпьев.

Но одной исповеди недостаточно, чтобы приблизиться к Господу Богу и войти в Царствие Небесное.

Для того, чтобы после исповеди в нашу душу снова не закралась нечистая сила, необходимо обязательно причаститься - принять в себя частицу Тела Христова (хлеб) и каплю Его Святой Крови (вино).

Только тогда наша душа получает небесную защиту от происков диавола. Иначе, если после исповеди не принять святого причастия, в нашу чистенькую душу придёт уже не 1 бес, а целых 7, или даже больше - ведь «горница»-то чиста, и стража (Духа Святого) в ней нет.

Именно поэтому причастие следует практически сразу за исповедью - чтобы Божья благодать через Евхаристию воспрепятствовала проникновению в нашу душу нечистой силы, которая только и ждет момента, как бы где дел нехороших натворить.

Поэтому причащение нужно по 2 причинам: чтобы получить Божье благословение после исповеди - это раз, и чтобы после физической смерти приобщиться ко Христу и приблизиться ко Царствию Божию, - это два.

Притча о святом причастии

Среди священнослужителей даже есть некая притча, по поводу того, что одному праведному старцу было видение. Он увидел Рай и огромную, клокочущую пропасть между собой и Раем.

Как перебраться на другую сторону, как попасть в Рай? Непонятно и невозможно.

И тут раздается голос: «Чтобы попасть в Царствие Небесное возьми два крыла Евхаристии: одно крыло из Плоти Христовой, а другое - из Его Крови. Без приобщения этих святых тайн ты не попадешь в Царствие Небесное, как бы ни был ты набожен и свят.»

Причастие - это жизнь, ибо Иисус Христос говорил: «Если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни».

Причащение - это пребывание в Боге, ибо «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем».

Причастие - это лекарство для души и тела.

Святое Таинство Евхаристии восстанавливает в человеку ту чистоту духовных помыслов, которая изначально была у Адама до его грехопадения.

Причащение - это единение с Богом, залог очищения, спасения и воскресения души и тела человека.

Однако, причащение не имеет смысла и более того, является греховным, если человек причастился и исповедался без глубокого истинного покаяния, раскаяния. Такая формальная исповедь и причастие будут засчитаны Господом как ещё 1 грех к уже существующим.

Зачем исповедаться в церкви перед священником? Неужели не достаточно того, что я раскаялась?

Нет, недостаточно. Ведь грех - это преступление, за которое надо понести наказание. И если мы будем сами себя наказывать собственным раскаянием (что, конечно, очень важно и нужно), понятное дело, что мы не будем слишком строги к самим себе.

Поэтому для окончательного и полного примирения человека с Господом существует посредник - священник (а ранее - апостолы, на которых снизошел Дух Святой).

Согласитесь, куда сложнее и стыднее рассказать о всех-всех своих многочисленных грехах во всей их красе чужому человеку, чем самому себе.

В этом и заключается наказание и смысл исповеди - человек наконец-то осознает всю глубину своей греховной жизни, понимает свою неправоту во многих ситуациях, искренне раскаивается в содеянном, рассказывает о своих грехах священнику, получает оставление грехов и уже сам в следующий раз будет бояться лишний раз согрешить.

Ведь грешить легко, приятно и даже радостно, а вот раскаиваться в собственных грехах и исповедаться - это тяжкий крест. И смысл исповеди в том и заключается, чтобы с каждым разом наш крест становился все легче - и легче.

Мы все по молодости грешим - важно вовремя остановиться, пока не поздно.

Как правильно готовиться к исповеди и исповедаться?

1. Надо как минимум 3 дня отпостовать (говеть), т.к. не есть скоромную пищу - яйца, мясо, молочные продукты и даже рыбу. Кушать хлеб, овощи, фрукты, крупы надо в умеренном количестве.

Также надо стараться меньше грешить, не вступать в интимные отношения, не смотреть телевизор, Интернет, не читать газеты, не развлекаться.

Обязательно попросите прощения у тех, кого вы обидели. Примиритесь со своими врагами если не в реальной жизни, то хотя бы в своей душе простите их.

Нельзя приступать к исповеди и причастию, имея в душе злобу или ненависть на кого-либо, - это большой грех.

2. Надо выписать все свои грехи на листике бумаги.

3. Надо посетить и простоять целую вечернюю службу в церкви в субботу, пройти через обряд соборования, когда священник елеем (маслом) ставит на лбу крестик у каждого верующего.

Женщинам нельзя ходить в церковь в брюках, с накрашенными губами и вообще с косметикой, в коротких юбках сильно выше колен, с обнаженными плечами, спиной и декольте, без платка, покрывающего голову.

Мужчинам нельзя заходить в церковь в шортах, с обнаженными плечами, грудью и спиной, в шапке, с сигаретами, выпивкой.

4. После церковной вечерней службы надо вычитать вечерние молитвы на ночь грядущим, 3 канона - Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю, а также прочесть канон, размещенный внутри Последования ко Святому Причастию и состоящий из 9 песен.

По желанию можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему.

После 12-ти ночи нельзя ничего есть и пить до самого причастия.

6. Надо успеть к началу утренней службы в храме к 7-30 или 8-00 часам утра, поставить свечку Богу, Богородице или святым, занять очередь в исповедальню и исповедаться.

Войдя в храм сделай земной поклон (наклонись и рукой достань пол), попроси Господа «Боже, милостив буди мне грешному».

7. Исповедаться надо вслух, чтобы священник слышал ваши грехи и мог понять, раскаиваетесь ли вы или нет. Лучше всего, если вы будете рассказывать о своих грехах по памяти, но если их очень много и вы боитесь всех не вспомнить, можете читать по записке, но батюшки это не очень любят.

8. Во время исповеди надо чистосердечно и откровенно говорить о своих грехах, памятуя, что священник тоже человек и тоже грешен, и что ему запрещено разглашать тайну исповеди под страхом лишения сана.

9. Во время исповеди нельзя себя оправдывать и заниматься самоизвинением, тем более грешно обвинять в своих грехах других людей - вы отвечаете только за себя, а осуждение - это грех.

10. Не жди от священника вопросов - сам честно и искреннее рассказывай о том, что мучает твою совесть, но не пускайся в долгие рассказы о себе и оправдание своих недостатков.

Говори - «виновен в обмане матери, оскорблении отца, украл 200 рублей», т.е. будь конкретен и краток.

Если после совершения греха ты исправился, так и говори: «В детстве и юношестве не веровал в Бога, но сейчас - верую», «Раньше употреблял наркотики, но уже 3 года, как исправился».

Т.е. давайте знать батюшке о том, в прошлом этот твой грех был совершен или недавно, раскаялся ли ты в нем деятельно или ещё нет.

Проверяй себя по 10 божьих заповедей или просто рассказывай о том, что соделал и что теперь мучает твою душу.

Постарайся честно и без утайки рассказать о всех своих грехах. Если о каком забыл или не можешь все припомнить, так и говори - виновен и в других грехах, но в каких именно - не все и не вспомню.

11. После исповеди искренне старайся не повторять тех грехов, в которых ты покаялся, иначе Господь может на тебя разгневаться.

12. Помни: исповедаться и причащаться надо 1 раз в 3 недели, хотя - чем чаще, тем лучше, главное - с чистой совестью и искренним раскаянием.

13. Помни: наличие физической или душевной болезни - это признак большого нераскаянного греха.

14. Помни: во время исповеди не важна персона священника, важен ты и твое раскаяние перед Господом.

15. Помни: те грехи, которые ты рассказал на исповеди, на следующих исповедях уже не повторяются, ибо они уже прощены.

Исключение: если после исповеди определенного греха тебя все равно продолжает мучить совесть и ты чувствуешь, что этот грех тебе не отпущен. Тогда можно ещё раз исповедаться в этом прегрешении.

Но это не значит, что об этих грехах можно забыть и грешить по новой. Грех - это рубец, который, даже зажив, навсегда оставляет след в душе человека.

16. Помни: Господь милостив и способен простить нам всё. Главное - чтобы мы сами себе не прощали наших грехов, помнили о них и исправлялись.

17. Помни: слезы, как признак раскаяния, радуют и священника, и Господа. Главное, чтобы они не были крокодильими.

18. Помни: слабая память, забывчивость - это не оправдание на исповеди. Берите в руки ручку и готовьтесь к исповеди по всем правилам, чтобы потом ничего не забыть.

Грехи - это долги, а долги надо платить. Не забывайте об этом!

19. Исповедаться и причащаться можно и нужно детям с 7 лет. С этого же возраста надо припоминать все свои грехи и раскаяться в них на исповеди.

Как правильно готовиться к причащению и причащаться?

Подготовка к исповеди - это та же подготовка ко святому причастию. После исповеди необходимо оставаться в храме.

Не стоит бояться причащения, т.к. все мы люди - недостойны святого причастия, но Господь Бог создал причастие для нас, а не нас для причастия. Поэтому никто из нас недостоин сих святых тайн, и именно поэтому мы в нем так сильно нуждаемся.

Нельзя причащаться:

1) людям, которые не носят нательного креста постоянно;

2) которые имеют злобу, вражду или ненависть на кого-либо;

3) не постившиеся накануне, не бывшие на вечернем богослужении накануне, не исповедавшиеся, не читавшие Правила ко Святому Причащению, евшие с утра в день причастия, опоздавшие на Божественную Литургию;

4) женщинам во время менструации и после истечение 40 дней после рождения ребенка;

5) женщинам и мужчинам в открытой одежде с голыми плечами, грудью, спиной;

6) мужчинам в шортах;

7) женщинам с губной помадой, косметикой, без платка на голове, в брюках;

8) сектантам, еретикам и раскольникам и тех, кто посещает подобные собрания.

Перед Причастием:

1. Нельзя есть и пить с 12-ти часов ночи.

2. Надо почистить зубы.

3. Не опаздывать к утренней службе.

4. Когда священник выносит Святые Дары перед обрядом Причащения надо сделать земной поклон (наклониться и рукой достать пол).

5. Еще раз совершить земной поклон после молитвы, которую читает священник «Верую, Господи, и исповедую...»

6. Когда открываются Царские врата и начинается причащение, надо перекреститься, а затем положить кисть левой руки на правое плечо, а кисть правой руки - на левое плечо. Т.е. должен получиться крест, правая рука - сверху.

7. Помните: первыми всегда причащаются служители церкви, монахи, дети и затем и все остальные.

8. Нельзя устраивать в очереди перед Святой Чашей давку и потасовку, выяснение отношений, иначе весь ваш пост, чтение канонов и исповедь пойдут насмарку!

9. Подходя к Чаше произносите про себя Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или же пойте песнь со всеми в храме.

10. Перед Святой Чашей надо сделать земной поклон, если людей много - надо сделать его заранее, чтобы никому не мешать.

11. Женщинам необходимо стереть с лица губную помаду!!!

12. Подойдя к Чаше со Святыми Дарами - Кровью и Телом Христовым, громко и внятно назовите свое имя, откройте рот, разжуйте и проглотите Святые Дары, обязательно поцелуйте нижний край Чаши (символ проткнутого воином ребра Иисуса, из которого текла вода и кровь).

14. Нельзя у Чаши целовать руку священника и трогать Чашу руками. Нельзя у Чаши креститься!!!

15. После Чаши нельзя целовать иконы до запивки!

После Причащения надо:

1. Сделать поясной поклон перед иконой Иисуса Христа.

2. Пройти до столика с чашечками и мелко нарезанными просфорами (антидор), надо взять одну чашечку и выпить теплоту - теплый чай, затем съесть антидор.

3. Только после этого можно разговаривать и целовать иконы.

4. Нельзя уходить из церкви до окончания службы - надо обязательно прослушать благодарственные молитвы.

Если в Вашей церкви не читали после Евхаристии благодарственные молитвы по Причастии, вы должны их сами прочитать, вернувшись домой.

5. В день Причащения не становятся на колени, кроме особых постных дней (при чтении молитвы Ефрема Сирина и поклонов в Великую Субботу перед Плащаницей Христа) и дня Святой Троицы.

6. После причастия надо стараться вести себя скромно, не грешить - особенно первые 2 часа после принятия Святых Даров, не кушать и не пить слишком много, избегать громких развлечений.

7. После причащения можно целовать друг друга, прикладываться к иконам.

Конечно, не желательно нарушать все эти правила, но лучше будет, если вы их не специально, не намеренно забудете, зато в конечном итоге искренне исповедаетесь и причаститесь.

Только Господь безгрешен, а мы, потому что грешны, потому и должны не забывать о необходимости регулярной исповеди и причащения.

Как правило, после хорошей исповеди человеку становится чуть легче на душе, он каким-то неуловимым образом чувствует, что все или часть грехов ему простились. А после причастия обычно возникает даже в очень усталом и слабом теле ощущение силы и воодушевления.

Старайтесь чаще ходить на исповедь и причастие, меньше болеть и быть более счастливыми благодаря Богу и вере в Него!

Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого . Есть искушения, которые поджидают христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.

Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.

В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.

Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь

Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?

Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.

В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.

Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.

Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к благам вечной жизни в Таинстве Причащения.

Это искушение – ждать, что благодать Таинства непременно произведет в душе неотмирное чувство

Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся специально ждет, что благодать Таинства непременно произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся может сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения. Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и начинает искать, по какой причине это произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя.

В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17: 20). Благодать таинственно и постепенно совершает преображение человеческой души, так что мы сами не можем и не должны оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше и больше становится подлинным служителем добра.

В духовной жизни христианина всё должно строиться на , простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо создавать в своей душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй, единственное из чувств, на значимость которого стоит обратить внимание после Причащения, это чувство душевного мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при котором мы примиряемся с ближними.

Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять перед Богом.

Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент

В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения далеко не всегда наступает облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело вполне решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом. Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста.

В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.

Михаил ЧЕРНЯВСКИЙ

М ногие евангельские церкви переживают сегодня кризис богослужения. Поэтому у христиан появляется более или менее осознанное чувство, что собрания стали слишком однообразными и предсказуемыми. Скучающую молодежь и мыслящую часть прихожан все сложнее привлечь и удержать. В результате одни пасторы уходят в экспрессивные крайности так называемого «Полного Евангелия», а другие превращают свои общины в евангельских старообрядцев, становясь духовно бессильными морализаторами.

В связи с вышеозначенной проблематикой исключительно важным представляется вопрос о месте таинства причастия в жизни современных церквей. Данное установление Христа породило пеструю разноголосицу мнений и традиций. Какова духовная польза для участников обряда? Каковы требования для них? Как часто следует совершать таинство? Какова природа присутствия Христа в видимых знаках? Может ли хлеб быть квасным? Допустимо ли вино заменять соком? Одна часть этих и многих других спорных вопросов разделяет целые конфессии, другая - отдельные общины и даже членов одной поместной церкви.

П лавающее богословие, как рядовых членов, так и лидерского состава неизбежно ведет к профанации таинства или, по меньшей мере, к несогласованности вероучения и практики. Например, пастор долго проповедует о том, что хлебопреломление, как и крещение, всего лишь символ и ничего более, и тут же повторяет традиционную фразу: «Братья и сестры, будьте осторожны, не роняйте крошек на пол, ибо это великая святыня Господня».

Т ак давайте рассмотрим, какие духовные сокровища нам необходимо извлечь из регулярного соблюдения хлебопреломления.

С чем его едят?

С лова «обряд» и «ритуал» могут насторожить своей холодностью, в то же время «установление церкви» звучит ничуть не лучше. Пожалуй, понятие «таинство» оптимальным образом передает суть происходящего, подразумевая духовный подтекст физического вкушения хлеба и вина или погружения в воду при крещении.

В Новом Завете используется несколько названий таинства продолжения и поддержания отношений в церкви: «вечеря Господня», «трапеза Господня», «преломление хлеба» и «приобщение», то есть причастие. История Церкви привнесла дополнительные термины, которые чаще всего акцентируют внимание на каком-либо одном аспекте. На Востоке утвердилась «евхаристия» (греч. «благодарение»), как кульминация литургии, на Западе - «месса» (лат. «отпускать, удалять»). Ниже мы убедимся, что лучшим образом подходит библейское слово «причастие».

Н ет возможности, да и необходимости в рамках данной статьи углубляться в богословские прения по вопросу присутствия Христа в хлебе и вине. Однако замалчивать на церковных богослужениях и не иметь об этом своего представления безответственно по отношению к заповеди нашего Господа. «Пытаясь любой ценой отмежеваться от теории о каком-то магическом присутствии Иисуса, некоторые баптисты, среди прочих, доходят иногда до таких крайностей, что фактически представляют себе вечерю Господню как место, где Иисус не присутствует наверняка», - метко замечает баптист Миллард Эриксон.

В ечеря - это гораздо больше, нежели поминальная служба, чем она и оказывается в большинстве традиционных церквей. Умело вышибающий и пускающий слезу проповедник, считается в такой среде особо святым и одаренным. Ненужный плач о Христе считается рассуждением о теле Господнем (ср. Лк. 23:28). Об этом красноречиво свидетельствует содержание соответствующих разделов полуканонизированного сборника «Песнь возрождения». Приятным исключением в нем можно назвать лишь песню на слова И. С. Проханова «Господь! восстав с вечери…», где приоткрывается богословие причастия.

В 10 главе Первого послания к Коринфянам апостол Павел не боится соотносить хлебопреломление с иудейской трапезой и с празднеством в языческом храме (ст. 16-21). Это сравнение понадобилось, чтобы передать духовно-эмоциональную атмосферу христианского таинства, главное в которой - чувство общности и сопричастности всех учеников: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (ст. 17). Создается впечатление, что для апостола важно не столько то, что происходит с хлебом и вином после молитвы, сколько братское приобщение к ним, как к ломимому телу и пролитой крови Спасителя. Присутствие Христа осуществляется не столько в видимых знаках, сколько в собрании верующих, в служителях, которые проводят богослужение, в провозглашаемом Слове и в песнях, которые поются собранием для исполнения Святым Духом. Сначала Павел предупреждает коринфян об опасности идолопоклонства перед хлебом и чашей (ст. 1-13), а затем о том, что грех против общины - Тела Христова, а не действие самих элементов вечери Господней может привести к болезни и даже смерти (11:29-30).

К атолический мыслитель Тейяр де Шарден очень емко выразил главную суть причастия: «Этот хлеб - плод наших усилий - является сам по себе, я это знаю, лишь старательно измельченным веществом. А это вино, - вобравшее наши страдания, - есть, увы, пока лишь расслабляющее питие. Но на дно этой бесформенной массы Ты вложил - я в этом уверен, ибо чувствую это, - неудержимое и освящающее желание, заставляющее всех нас… восклицать: "Господи, сделай нас едиными!"».

Ж ертвенный аспект хлебопреломления следует понимать в свете слов автора Послания к Евреям: «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (10:14). То есть искупительные действия Христа не повторяются, а вспоминаются через слова, символы и благодарение. Кроме того, не следует упускать из виду то обстоятельство, что причастие направлено не только в прошлое, но и в будущее. И евангелисты, и Павел рассматривали евхаристию как предвосхищение будущего Царства, кратковременное переживание будущей славы на небесах (Мф. 26:29; 1 Кор.11:26).

К аждой общине жизненно необходимо переживать на практике перечисленные глубокие истины во время причастия, тем самым это таинство действительно будет сообщать ей благодать. Разве не дар Духа - иметь подлинное единство во Христе благодаря Его присутствию, проникнуться жертвенным подвигом Господа и предвкушать вечность с Ним? Стоит признать, что о благодати в ее теснейшей связи с духовными дарами в наших церквях, к сожалению, также говорится крайне скупо.

Ближе к делу

Т еперь необходимо сказать о некоторых организационных моментах рассматриваемого нами таинства. И здесь мы сразу увидим, насколько теория влияет на практику.

Н ередко можно услышать утверждение, что проведение причастия раз в месяц или только лишь в дни важнейших праздников (Пасха, Троица и Рождество) - необходимая мера против формализма по отношению к святыне. Подобная аргументация обнажает достаточно примитивное понимание вопроса. Существует всего четыре основные теории относительно пребывания Христа в хлебе и вине. Так вот опасность формализма больше всех остальных преследует сторонников подхода, который справедливо называют «теорией отсутствия». Вечеря Господня рассматривается в этом случае исключительно как воспоминание с использованием холодных символов.

Д ело в том, что любая крайность ведет к злоупотреблениям. Так излишняя сакрализация видимых знаков (пресуществление) несет серьезнейшую опасность суеверий и идолопоклонства, о чем мы уже упоминали. С другой стороны, полное развенчание духовной подоплеки неизбежно приводит к законничеству и номинальному поклонению. Вечеря Господня - это, прежде всего, текущее и настоящее причастие тела и крови Христа здесь и сейчас, а не просто воспоминание о прошлом событии. Именно этот факт наделяет происходящее неисчерпаемым духовным смыслом.

В Деяниях Апостолов нам сообщается о нескольких важных деталях в отношении причастия. Во-первых, собрания христиан первого века проходили еженедельно в день воскресения Христа. Во-вторых, главной целью этих собраний была именно евхаристия: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян. 20:7). Кроме того, Лука в духе Павловых писаний намекает на прямую взаимосвязь общения и единства с хлебопреломлением (см. Деян. 2:42 и далее). Точно такой же подход мы видим и в другой раннехристианской литературе (см. «Дидахе» XIV; Иустин I, 66-67). Практика еженедельных причастий и предшествующих им праздников любви (agape) стала отмирать в IV веке, когда в церковь хлынула масса номинальных христиан - карьеристов и приспособленцев.

Р еформатор Жан Кальвин дает однозначный совет относительно периодичности хлебопреломлений: «Следовало бы по меньшей мере еженедельно предлагать собранию христиан вечерю Господню и провозглашать обетования, которыми она нас духовно питает и насыщает». Аналогичного мнения придерживался и родоначальник методизма Джон Уэсли, который удивительно умел брать лучшее из богатейшей церковной традиции, не посягая на транскультурную истину Писания. В России в начале XX века за учащение евхаристии ратовал знаменитый православный священник Иоанн Кронштадский.

П оскольку молитва над видимыми знаками не является магической манипуляцией, не обязательно воспроизводить до йоты детали Тайной вечери. Поэтому вопрос о квасном или пресном хлебе не может быть принципиальным. Вино, конечно, не сок, тем не менее, наш кагор далеко отстоит от того напитка, который пили в древнем Израиле, где вино щедро разбавляли водой (см. 2 Мак.15:39), а потребление крепленых напитков считалось пьянством. Поэтому не стоит взаимно обвинять друг друга за сок или вино. Тот же подход будет справедливо проявить по поводу использования одной чаши или индивидуальных стаканчиков. Таким образом, не следует превращать таинство ни в рутину с музейной точностью, ни в ультрасовременную «тусовку» с чипсами и кока-колой в виде святых даров.

У частникам причастия согласно Новому Завету следует выполнять две главные вещи. Перед началом исследовать свое сердце и по необходимости раскаяться и примириться с ближними. Во время хлебопреломления важно сосредоточиться на размышлении о Теле Господнем, то есть Церкви; увидеть глазами веры не столько процесс Христовых страданий, сколько их результат. Рассуждения вполне логично связаны с благодарением и поклонением Богу, поэтому вечеря - это не траур, а торжество. Господь подарил нам возможность быть сопричастными к Его триумфу в Его Теле!

Н а служителе как организаторе таинства лежит гораздо больше ответственности. Пастор, как известно, должен быть учителен, а значит и квалифицирован. Для меня это, прежде всего, означает способность перешагнуть через стереотипы и оплодотворить культуру своей паствы вечной истиной Писания. При должном понимании служителями внутреннего содержания причастия они могут предлагать для размышления членам церкви не только «дежурный» отрывок из 11 главы Первого послания к Коринфянам, но и другие тексты, например Евангелие от Иоанна, 17, Ефесянам 4:1-16, 1 Иоанна 3:14-24 и т. п.

Познай себя

И так, хотелось бы особо подчеркнуть, что первые христиане не собирались главным образом для молитв или совместного пения, или слушания апостольской проповеди, хотя все это, безусловно, важно, и нет сомнения в том, что они этим занимались. Все перечисленное не было и не должно быть главной целью или кульминацией богослужения. Стержнем духовной жизни было и должно оставаться причастие, «доколе Он придет».

П ризывая проводить преломление хлеба чаще, Роберт Уэббер заключает: «Обновление богослужения означает не старый, заупокойный подход к причастию, но мощное и радостное переживание воскресшего Христа, Который присутствует в хлебе и вине, через них прикасается к нам и через них же исцеляет нас и делает нас цельными. Это праздничное богослужение».

Н евозможно хоть сколько-нибудь постичь Церковь, как продолжающееся боговоплощение, не рассуждая о Теле Господнем. Вот почему сквозь призму святого причастия многие современные богословы, в особенности православные, рассматривают все учение о Церкви (евхаристическая экклесиология). Не мешало бы и нам пересмотреть как свое богословие таинств, так и их практику. В таком случае мы могли бы гораздо яснее увидеть себя и других христиан в Боге.

КТО ДОСТОИН ПРИЧАСТИЯ

Иеросхимонах Симеон (1869–1960) более шестидесяти лет подвизался в Псково-Печерском монастыре. Он являлся одним из основоположников псково-печерского старчества двадцатого столетия. Своим духовным чадам старец советовал причащаться как можно чаще. Иногда он, если считал полезным, благословлял человека причащаться даже два дня подряд. При этом отец Симеон подчеркивал, что перед принятием Тела и Крови Господних причастник должен ясно сознавать свое недостоинство.

Как-то раз к старцу Симеону приехала на исповедь его духовная дочь монахиня Архелая. После исповеди старец неожиданно сказал:

Будешь завтра причащаться!

Никак не могу, - ответила матушка, - не готова, вчера ела скоромное - суп с молоком, недостойна я.

Ишь - недостойна. Вот и хорошо, что хоть нынче доходит, что «недостойна». Она, видите ли, всегда причащается «достойно»! Ну так вот завтра причастишься «недостойно».

Старец Симеон своим прозорливым духовным оком видел состояние души человека. Он всегда знал, кому и когда можно причащаться, а кому нужно повременить.

Сознание святости таинства Евхаристии и собственной греховности неминуемо приводит каждого из нас к вопросу: достоин ли я причастия и не причащусь ли я в осуждение? Если мы точно соблюдаем правила подготовки к причащению, это в какой-то мере дает нам право думать, что мы верно готовимся к принятию Святых Даров. Однако внешние правила служат только ориентирами для внутренней духовной подготовки к таинству. Мы же иногда придаем им решающее значение и тогда начинаем идти по ложному пути.

Однажды святой праведный Иоанн Кронштадтский перед причащением нескольких духовных чад спросил их:

Ну, как вы?

Да, мы готовы, батюшка, - ответили одни.

А мы плохо, - признались с сокрушением другие, - в работе и заботах не приготовились, простите!

Так вот, - рассудил святой, - вы, неготовые, - приступите. А вы, готовые, приходите в другой раз к чаше Тайн Христовых.

Таким образом отец Иоанн Кронштадтский ободрил смиренных и вразумил самоуверенных.

Никто из людей в силу своих заслуг, трудов или даже подвигов недостоин приобщаться Телу и Крови Христовых. Поэтому приготовление к причащению, как сказал один из богословов, состоит не в подсчитывании и анализе своей «подготовленности» и «неподготовленности», а в ответе любви на любовь. Люди же, забыв о любви ко Христу, часто подходят к святой чаше только с желанием соблюсти регулярность в причащении. Считается, что во время продолжительных постов подготовиться к причащению наиболее удобно. Поэтому в этот период в храмах можно увидеть большое количество причастников. Однако все ли они, выбрав благоприятное время, достойно принимают Христовы Тайны?

Однажды Великим постом кто-то из прихожан церкви, в которой служил преподобный Севастиан Карагандинский (1884–1966), с радостью сказал:

Как много сегодня в храме было причастников!

Причастников много, да причастившихся истинно мало, - заметил преподобный Севастиан. - Не нужно гордиться тем, кто своевременно причащается, и не отчаиваться тем, кто по обстоятельствам не может этого делать. Бывает, лишь перед самой кончиной человек сподобляется причаститься во спасение души.

Перед Святым Причащением мы должны поститься, вычитать молитвенное правило и очистить совесть в таинстве покаяния. Однако даже точное выполнение требований, предъявляемых Церковью к желающему причаститься, не гарантирует нам достойного принятия Христовых Тайн. Почему? Потому что, выполняя эти требования, мы часто забываем о цели, для которой они установлены. Господу нужно от нас не скрупулезное соблюдение поста, формальное чтение канонов и механическое перечисление грехов на исповеди, а сокрушенный дух и смиренное сердце. Если в период подготовки ко Святому Причащению мы не достигли такого духовного состояния, то напрасен наш труд.

Нам также нужно помнить и о том, что благоговение перед таинством Святого Причащения не должно перерастать в неуверенность, тоску и уныние, которые могут породить в нашей душе сомнение в необходимости причащения. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Боюсь причащаться, как недостойный, но еще более боюсь остаться без причащения, дабы не погибнуть».

Как-то раз женщина поведала одному ныне уже почившему епископу о том, что постоянно видит свое недостоинство и поэтому не смеет приступать к святой чаше, а если и приступает, то мучается. Епископ сказал этой женщине:

Когда считаете себя недостойной, тогда-то и приступайте; а вот когда вы сочтете себя «достойной», тогда скажите мне, и я вас не допущу до причастия.

Конечно, нам не надо мучить себя перед причастием беспричинным томлением духа. Если у нас есть глубокое чувство собственного недостоинства, то мы с упованием на милость Божию можем приступать к причащению без всяких угнетающих душу терзаний. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытый язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

Один из послушников Саровского монастыря исповедался перед причащением, но тем не менее решил не приобщаться. Находясь во время совершения литургии в алтаре, он думал: «По суду Божию за мое недостоинство я буду сожжен огнем или живой поглощен землей, как только приступлю к чаше». Так он размышлял в присутствии преподобного Серафима Саровского. Прозрев мысли послушника, святой подозвал его и сказал:

Если бы мы океан наполнили нашими слезами, то и тогда не могли бы удовлетворить Господа за то, что Он изливает на нас даром, питая нас Пречистою Своею Плотию и Кровию, которые нас омывают, очищают, оживотворяют и воскрешают. Итак, приступи без сомнения и не смущайся: только веруй, что это есть истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которые даются во исцеление всех наших грехов.

Когда человек постигнет глубину своей греховности и сочтет себя недостойным никакой Божией милости, она неожиданно посещает его.

Старец Иосиф Исихаст († 1959) имел большой духовный авторитет среди афонских подвижников, многие из которых были его учениками. Некоторое время старец Иосиф находился в затворе и не выходил из него даже на литургию. Однажды накануне большого церковного праздника он в одиночестве безмолвствовал в своей келлии. В течение всего вечера старец Иосиф непрестанно думал, что в этот праздник другие иноки причастятся, он же за свои грехи недостоин этого. Старец закрыл глаза и с горечью погрузил свой ум в самоосуждение, но при этом желание вкусить Хлеба Жизни в нем всё более и более возрастало. Внезапно он почувствовал чье-то присутствие. Подвижник открыл глаза и увидел пред собой ангела, от появления которого темная келлия наполнилась светом иного мира. Ангел держал в руке изящный сосуд, помещавшийся на его ладони. Он открыл сосуд, приблизился к старцу Иосифу и с великим благоговением и вниманием вложил ему в уста частицу Христова Тела. Затем ангел с улыбкой взглянул на причастника, закрыл сосуд и через кровлю поднялся туда, откуда пришел. В течение суток после чудесного причащения сердце старца было исполнено неизреченной любви ко Христу и он не помышлял ни о чем земном.

Каждому из нас необходимо знать: ничто так не сокрушает наш дух и не смиряет сердце, как истинное покаяние и плач о грехах. Однако существует пять причин, которые мешают нам чистосердечно раскаяться в содеянных грехах. Что же это за препятствия?

Мы можем причаститься в осуждение, если:

1) вместо искреннего покаяния занимаемся самооправданием;

2) прощаем своих обидчиков и искусителей на словах, а в своем сердце продолжаем на них гневаться;

3) каемся в грехе, но при этом не испытываем к нему отвращения и даже сохраняем к нему привязанность;

4) при покаянии не даем обета впредь беречь себя от грехов, искоренять страсти, исправить свой образ жизни;

5) приступаем к таинству покаяния формально, только ради того, чтобы быть допущенными к Святому Причащению.

Все мы по своей греховности недостойны Тайн Христовых и сподобляемся принимать их только по великой милости Божией. Безграничное человеколюбие Господне покрывает наши грехи и допускает нас к святой чаше. Однако когда человек приемлет Святые Дары без самоосуждения, сокрушения и смирения, он лишается милости Божией и причащается в осуждение. Каковы признаки такого причащения?

От человека отходит благодать Святого Духа, и он:

а) теряет любовь к Богу и людям;

6) лишается ревности о славе Божией;

в) утрачивает страх Божий;

г) становится небрежным и безразличным к собственному спасению.

Святой Анастасий Антиохийский писал: «Приступающий к Святым Тайнам со страхом, трепетом, исповедью и умилением получает прощение, а приступающий без страха и с пренебрежением приобретает наказание. Таким не только не дается прощение грехов, но к ним, вдобавок, еще больший доступ получает диавол. А те, кто со страхом приходят к Божественным Тайнам, не только освящаются и получают оставление грехов, но и диавол а от себя прогоняют».

Так про кого же из причастников можно сказать, что он причастился достойно? Про того, кто, не видя своих духовных достоинств, подходил к святой чаше с сознанием своего ничтожества, со смиренным сердцем и сокрушенным духом.

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Кто достоин получить наслаждение Вопрос: Волшебник приводит двух близнецов в мир игрушек и предлагает выбрать себе любую из них. Первый выбрал сразу, а другой говорит: «Все они хороши – хочу все либо ни одной». Дорогой Рав, за которого из них Вы?Ответ: У первого

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ПРИЧАСТИЯ Вы спрашиваете относительно отлучения от святого Причастия. Мне кажется, что коль скоро исповедающийся являет сокрушение и полагает нелицемерное намерение воздерживаться от греха, подвергающего сему отлучению, то этого можно не делать не по

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1433: Кто более всех остальных людей достоин хорошего обхождения? 1914 (5971). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: “О посланник Аллаха, кто из

Из книги Луг духовный автора Мосх Иоанн

Глава 30. Жизнь инока Исидора и чудо от Св. Причастия Он непрестанно

Из книги Большое огласительное слово автора Нисский Григорий

Глава 65. Хочешь ли видеть, какой славы достоин брат твой? Авва Иоанн, по прозванию Молива, рассказал нам о том старце, т. е. о Стефане, следующее. Он очень ослаб и заболел. Тогда врачи заставили его есть мясное. У блаженного старца был в миру брат, человек благочестивой,

Из книги Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души автора Двоеслов Григорий

Глава 37. Таинство Причастия

Из книги Притчи и истории, том 2 автора Баба Шри Сатья Саи

Глава пятьдесят девятая. О сокрушении сердца во время Св. Таинства и о бодрствовании ума после Причастия Но необходимо, когда мы совершаем Таинство, приносить самих себя в жертву Богу с сокрушением сердца; совершая Таинство страстей Господних, мы должны подражать тому,

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

90. Кто достоин попасть на небо? Троих людей привели к Вратам небес. Стражи ворот спросили их: “Что вы сделали для того, чтобы попасть на небо?” – “Я изучил все Святые писания и потому имею право попасть на небеса”, – ответил один. Страж сказал: “Ты знаешь наизусть тексты

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

13. и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. Мир в словах Спасителя как бы олицетворяется, представляется как бы лицом, которое входит к хозяину; но отвергнутый им, возвращается к апостолам. Под миром можно

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; (Лк. 14:26). У Луки выражена та же мысль, но только гораздо сильнее. Вместо: "кто любит более" - если кто "не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и

Из книги Луг духовный: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов автора Мосх Иоанн

38. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. (Мк. 8:34; Лк. 9:23; 14:26). Реальный смысл этого изречения вполне понятен. Следовать за Христом, значит прежде всего взять крест. Здесь в первый раз в Евангелии Матфея буквальная речь о кресте. Спаситель Сам уже

Из книги Избранные творения автора Нисский Григорий

Глава 32: В чем смысл и сила причастия и для чего мы причащаемся 1. Из жития святого АрсенияСвятой Арсений однажды рассказал своим ученикам такую историю. Один престарелый монах, весьма дивный своими деяниями, но простой и необразованный, весьма серьезно заблуждался в

Из книги автора

Таинство причастия Следующее таинство, которое, как мы понимаем, тоже закрепляет «достижения» церкви в покорении себе личности после крещения и миропомазания - причастие (причащение). Механизм всех таинств сводится к захвату души и удержанию души пожизненно во власти

Из книги автора

Глава 30. Жизнь инока Исидора и чудо от Св. Причастия Он непрестанно плакал.На о. Кипре есть гавань Таде. Поблизости от нее находится монастырь, называемый Филоксенов («Страннолюбцев»). Прибыв туда, мы нашли там инока родом из Милета, по имени Исидор. Мы видели, как он

Из книги автора

Глава 65. Хочешь ли видеть, какой славы достоин брат твой? Авва Иоанн, по прозванию Молива, рассказал нам о том же старце, т. е. о Стефане, следующее. Он очень ослаб и заболел. Тогда врачи заставили его есть мясное. У блаженного старца был в миру брат, человек благочестивой,

Из книги автора

Глава 37. Таинство Причастия Но так как существо человеческое есть нечто двойное, срастворенное из души и тела, то спасаемым необходимо тем и другим следовать за Руководящим к жизни. Поэтому душа, соединившись с Ним верой, в этом имеет основание спасения, ибо в единении с