Народные методы        26.04.2021   

Где находится капернаум. Вокруг озера кинерет - тверия, табха, капернаум, голанские высоты

Одна из основных целей приезда туристов в Израиль кроме отдыха на море, это посетить места связанные с жизнью Христа, Библией и Новым Заветом. Многие ограничиваются Иерусалимом, но более продвинутые едут в Назарет, Капернаум, Галилейское море, оно же озеро Кинерет. Еще более отчаянные идут тропой Христа - из Назарета в Капернаум. Пешком. 68 километров. Этот хайкинг так и называется "Jesus Trail" и так же популярен как и путь св.Иакова в Испании. Он хорошо промаркирован и снабжен всей необходимой инфраструктурой. Но сейчас не о нем, а о местах связанных с жизнью Христа, которые мне удалось посетить на днях.

Все запланированные мною места располагаются на озере Кинерет. Добраться туда из Назарета можно на автобусе №431, который идет в Тверию. Едет он порядка одного часа и стоит 19 шекелей. В самой Тверии особо делать нечего, к тому же у меня на день большие планы, поэтому сразу на автобусной станции пересаживаемся на автобус №52 и за 11,5 шекелей 20 минут едем на гору Блаженств. Ну как гора - всего 110 метров)) Автобусная остановка почти напротив церкви, нужно пройти пешком всего порядка одного километра. Вход на территорию бесплатный, часы работы - с 8 утра до 11.45 утром и с 14.30 до 17.00 вечером.

Это та самая гора, на которой Иисус произнес нагорную проповедь "блаженны те, кто...". На горе всегда полно туристов разных стран и религий. Сейчас на этом месте расположена францисканская католическая церковь, красивый сад и вид на галилейское море.

С горы можно за 20-25 минут пешком спуститься к ее подножью и попасть в поселение Табха, где расположена опять же католическая,но уже бенедиктинская церковь умножения хлебов, где по преданию Иисус накормил пять тысяч людей двумя рыбами и пятью хлебами.

Самая главная святыня - алтарь, сделанный на месте камня, где якобы все это действо и произошло. Церковь интересна своей мозаикой и фресками.

Неподалеку от нее еще одна церковь - апостола Петра, тут же приятный выход к озеру, где можно окунуть ножки. Раньше вода доходила почти до ступеней церкви, но за последние годы озеро обмелело и образовался этот самый пляжик.

Осмотрев все это, можно двигаться пешком в направлении Капернаума - города Христа. Идти пару километров по красивому тротуарчику мимо оливковых плантаций и видом на озеро.

Капернаум древний и хорошо сохранившийся город. Здесь много раскопок, по которым можно судить какими были города во времена Христа. Тут, по преданию, жили несколько Апостолов и сам Иисус, после его ухода из Назарета и где он совершал чудеса описанные в Библии. Вход на территорию - 3 шекеля.

Внимания заслуживает здание синагоги, сооруженное в форме октагона и напоминающее летающую тарелку.

Территория комплекса весьма большая, интересная, с выходом к озеру, где расположены лавочки для медитации и созерцания)))

Тут же неподалеку - греческая православная церковь - красивое белое здание с розовыми куполами. Иностранные туристы любят сюда заезжать чтобы разглядеть византийские росписи стен и иконы, которые для них в диковинку.

Меня же больше всего поразила приятная территория монастыря, утопающая в зелени, виноградных лозах, с прогуливающимися павлинами и лазающими по деревьям котятами. Тут прямо настигает некое умиротворение)))

Возможно мои речи покажутся ортодоксальными и религиозно направленными, но нет, все эти места нужно посетить независимо от вашей религиозности и вероисповедания, они как минимум хороши своим месторасположением, археологической и исторической ценностью и заинтересуют любого любознательного туриста.

Мое путешествие к озеру на этом не ограничилось, я двигалась дальше, в городок Кацрин, который расположен в голанских высотах. В самом городке, собственно делать нечего, но это хороший пункт отправления для исследования природы северной части Израиля. Сотни туристов приезжают сюда за хайкингом - лазить по горам, каньонам, пещерам, смотреть на водопады и пруды.

Здесь проложено несколько маршрутов различной сложности, занимаемого времени и объектов интереса. Маршруты не дикие - все промаркировано, утоптано, в нужных местах проложены ступеньки и поручни - так что не заблудитесь и не упадете. Но все равно нужно соблюдать меры предосторожности - удобную треккинговую обувь, головной убор, взять побольше воды, хорошую навигацию, следить за прогнозом погоды. А еще лучше взять кого-то из местных в проводники.

Видя все эти водопады, скалы, каньоны, я была приятно поражена красотой природы Израиля! Еще лучше здесь весной, когда пейзажи более зеленые, все цветет и пахнет. Вообще, в этой северо-восточной части страны много интересных национальных парков, которые лучше исследовать на автомобиле, так как общественный транспорт добирается не во все эти места.

В принципе достопримечательности вокруг озера и хайкинг по Голанским высотам можно уложить в два дня, совмещая эстетическое удовольствие и физическую активность. Удачи!

Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес.

Капернаум - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье Галилейского моря в 5 км к северо-западу от Табхи.

Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова.

Население 500 человек.

Население Капернаума пользовалось определенным достатком, резкой имущественной дифференциации не было. Добротные одноэтажные дома строились из местного вулканического базальта, без фундамента и без раствора. Легкие плоские крыши представляли собой ряды деревянных балок, покрытых слоем смешанной с соломой глины (саманом).

Капернаум римского времени был небольшим, но процветающим городом, стоявшим на важной торговой магистрали (Беф-Сан - Дамаск). Площадь его равна примерно 6 га (300 на 200 м), он вытянут с запада на восток вдоль берега озера.

Во время иудейской войны он (Капернаум) был совершенно разрушен, так что и самое местоположение его сделалось предметом спора между исследователями. Большинство из них отождествляют его с Телл-Хум.

В Капернауме расположены археологический памятник и два монастыря, православный и католический.

Город был основан около 2500 лет назад.

Осталось всего несколько руин на месте города.

В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов - Петра, Андрея, братьев Зеведеевых, Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея


Капернаум, Кафарнаум ивр. כפר נחום‎ букв. «городок Наума». Хотя название города переводится как «деревня, городок Наума», ни с каким конкретным человеком оно не связано. Наум – это слово от еврейского Нахум, утешенный. Так что Капернаум – «дом утешения».

В сочинениях Иосифа Флавия это наименование звучало как «Kαφαρναουμ (Кафернаум)».

Церковь св. Петра находится на колоннах, поднятых над остатками византийской церкви, которая стоит на том месте, где, по христианской традиции, был дом Симона Петра. Действительно, здесь есть остатки жилого строения, бывшего частью так называемой «инсулы».

Арабы называют город Талум - составное слово от Тель - холм и Хум - возможно означает имя Наум.

В настоящее время Капернаум относится к системе израильских национальных парков.

Здесь Иисус исцелил тёщу апостола Петра, воскресил дочь Яира и сотворил много других чудес. Поэтому Капернаум получил у христиан почетное название «Его город».

У Луки и Иоанна, в греческом оригинале, сказано географически определенней и нагляднее: не «пришел», а «сошел», «спустился» - с гор, из Назарета, в низину, на берег - в Капернаум. Пришел всей семьей, «малой церковью»: "Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его».(Ин 2,12).

В Капернауме обнаружены остатки дома Симона Петра, где Христос часто останавливался и исцелял многих людей.

Говорится о Капернауме, как о главном местопребывании Христа Спасителя после того, как Он оставил Назарет , так что Капернаум стал называться "Его городом": “Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город” (Матф.9:1). В Капернауме и его окрестностях Христос совершил множество чудес, произнес много притчей и поучений, но, несмотря на все Его вразумления, жители остались глухи к новому благовестию, не соответствовавшему их торгово-промышленной суете, не уверовали, и Христос произнес над Капернаумом грозный суд: "И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься" (Мф.11:23).

Местонахождение Капернаума

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона :

Во время иудейской войны он (Капернаум) был совершенно разрушен, так что и самое местоположение его сделалось предметом спора между исследователями. Большинство из них отождествляют его с Телл-Хум.

Д.Э. Райт. Археология и Евангелия :

Большинство географов XVII-XIX вв. отождествляли его с развалинами, носящими название Хан-Минье, на северо-западном берегу Галилейского моря. В г. начались раскопки в местечке Тель-Хум, находящемся севернее. Здесь были открыты и частично реставрированы останки красивой синагоги. Считается, что это место лучше соответствует древним свидетельствам о Капернауме, нежели Хан-Минье. О синагоге в Тель-Хуме в свое время нередко говорили как о месте, которое посещалось Иисусом. К сожалению, археологи пришли к выводу, что она была построена много позже и ее следует датировать примерно г. Более древние руины столетия могут находиться либо ниже, либо где-то поблизости. В любом случае, без проведения дальнейших раскопок мы этого не узнаем.

В настоящее время местоположение Капернаума установлено. Это не Хан-Минье, как предполагали ученые XIX в., который оказался руинами замка Омейядского времени, а Кефар Наум (или Талхум, как его называют арабы. Последнее название образовано от искаженного имени похороненного неподалеку рабби Танхума - его иногда ошибочно интерпретируют как Телль-Хум, "Холм-Горшок") на северо-западном берегу озера Киннерет в Галилее, примерно в 16 км от Тивериады и в 5 км от реки Иордан. "Кефар Наум" переводится как "селение Наума" . Кто был этот Наум, в честь которого назвали Капернаум, теперь установить невозможно. Древнее поселение было оставлено жителями около тысячи лет назад.

История Капернаума

Капернаум римского времени был небольшим, но процветающим городом, стоявшим на важной торговой магистрали (Беф-Сан - Дамаск). Площадь его равна примерно 6 га (300 на 200 м), он вытянут с запада на восток вдоль берега озера. Население его в лучшие годы едва ли превышало полторы тысячи человек . Жители занимались рыболовством (озеро и по сей день изобилует рыбой), сельским хозяйством и торговлей. Императорская дорога на Дамаск проходила вдоль северного края поселения. Здесь был найден мильный камень с латинской надписью, поставленный в правление Адриана (117-138 гг.). В городе, последнем населенном пункте на границе с тетрархией Ирода Антипы , в в. от Р.Х. имелась таможня - в Евангелии от Марка упоминается сборщик пошлин - мытарь (Мк. 2:13-15). Примечательно, что, судя по находкам монет и предметов импорта, городская торговля была ориентирована в основном на северные районы: Галилею , Сирию , Малую Азию . Связи с центральной и южной Палестиной почти не прослеживаются.

Население Капернаума пользовалось определенным достатком, резкой имущественной дифференциации не было. Добротные одноэтажные дома строились из местного вулканического базальта, без фундамента и без раствора. Легкие плоские крыши представляли собой ряды деревянных балок, покрытых слоем смешанной с соломой глины (саманом). Из внутреннего двора, вокруг которого располагались жилые помещения, на крышу обычно вела каменная лестница. Все окна открывались во внутренний двор, из которого на улицу вела единственная дверь. Проложенные по линии север-юг главные улицы и перпендикулярные им переулки образовывали жилые кварталы, insulae.

Предполагалось, что и другие обнаруженные в Галилее синагоги, помимо капернаумской, могли существовать при жизни Христа. Однако современные исследования показали, что ни одна из синагог, развалины которых сохранились до нашего времени, не может датироваться более ранним периодом, чем конец века от Р.Х. Причина, по которой в Палестине не были найдены синагоги столетия, заключается в том, что все они были разрушены при подавлении римлянами двух еврейских восстаний в 66-70 и 132-135 гг. Археологические находки свидетельствуют о том, что вследствие первого восстания страна оказалась на грани полного уничтожения.

Дом Петра

Открытый археологами в "дом апостола Петра", в котором, согласно Евангелию, останавливался Иисус, находился в 30 м к югу от синагоги и выходил на одну из главных улиц города. Позднее его перекрыл фундамент восьмиугольной церкви в. Этот одноэтажный дом был построен в конце эллинистического периода (во II-I вв. до Р.Х.). Он состоял из нескольких комнат, расположенных вокруг просторного внутреннего дворика - типичная для жилых зданий того времени планировка (археологи-францисканцы именуют этот архитектурный комплекс insula sacra - "священный квартал"). В конце в. его превратили в "молитвенный дом" (domus ecclesia). В конце в. дом был расширен (соседние постройки при этом были снесены) и обнесен каменной стеной. Стены помещений были покрыты цветной штукатуркой и расписаны (в росписи - геометрические узоры, растительный орнамент, изображения людей или животных отсутствуют). В середине в. над ним была воздвигнута восьмиугольная церковь, которая функционировала до VII в.

Археологи предполагают, что дом св. Петра использовался как место собраний христианской общины уже со второй трети в. - керамика того времени представлена в основном многочисленными фрагментами светильников, втоптанными в обмазки пола; столовая и кухонная керамика отсутствует, что необычно для жилого дома.

Стены дома покрыты многочисленными граффити, процарапанными по штукатурке. Самые ранние из них можно датировать началом III в., наиболее поздние - в. Надписи сделаны на нескольких языках: греческом (151), сирийском (13), арамейском (9) и латинском (2). Христианское их содержание несомненно - присутствуют имя Иисуса, который назван Господом, Христом, Богом, Высочайшим, а также христограмма, литургические обороты. Довольно длинная сирийская надпись (палео-эстрангело) содержит упоминание евхаристии. Встречается также и имя Петра. Очевидно, что дом посещался не только местными христианами, но и паломниками из дальних стран.

В выдержках из записок Эгерии, сохраненных автором XII в. Петром Диаконом, содержится описание дома Петра, каким он был в в.: "In Capharnaum autem ex domo apostolorum principis ecclesia facta est, cuius parietes usque hodie ita stant, sicut fuerunt" - "В Капернауме же из дома принцепса апостолов сделана церковь, чьи стены и сейчас стоят так, как они были". Это свидетельство важно тем, что в нем говорится не просто о церкви, но о доме, превращенном в церковь, причем это событие имело место в прошлом (facta est), задолго до паломничества Эгерии. "Принцепс апостолов" - несомненно, Петр.

В середине в. стены дома Петра были аккуратно засыпаны, и прямо над ним воздвигнута восьмиугольная церковь. Примечательно, что связь ее с домом сохранилась в сознании посещавших Святую Землю паломников. Один из них, итальянец, посетивший Капернаум около г., пишет: "Item venimus in Capharnaum in domo beati Petri, quae est modo basilica" - "И вот мы пришли в Капернаум в дом блаженного Петра, который нынче базилика."

Во второй трети в. от Р.Х. в Капернауме еще могли жить люди, помнившие апостола Петра и, возможно, видевшие Иисуса, когда он гостил в его доме. Поэтому выбор именно этого дома для устройства церкви, скорее всего, был не случайным и определялся не только его близостью к центру города. Дом в Капернауме, по-видимому, был не единственным жилым домом, превращенным в церковь или синагогу. Археологи-францисканцы, работающие в Кане Галилейской, обнаружили под основанием церкви византийского времени остатки жилого дома, превращенного в синагогу. По их предположению, это могла быть синагога иудео-христиан.

Источники

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    • http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/048/48207.htm в. от Р.Х. достигало 40 тысяч

      Ее упоминает в своих записках паломница в. монахиня Этерия

Капернаум

Город на сев.-зап. берегу Тивериадского озера (Мф 4:13) , в земле Геннисаретской (ср. Мк 6:53 с Ин 6:22,59) , на границе владений Филиппа и Ирода Антипы. В К. находилась таможня, где собирали пошлины (Мф 9:9) , там же было расквартировано подразделение рим. воинов под командованием сотника (Лк 7:2) . Название города происходит от евр. кефар нахум ("деревня Наума" ; кто был этот Наум, неизвестно). Вероятно, холм Телль-Хум (новоевр. Кфар-Нахум) и есть древний К. Археологи обнаружили здесь остатки синагоги (ок. II в. по Р.Х.), построенной на месте более древней синагоги - той самой, где Иисус исцелил одержимого нечистым духом (Мк 1:21 и след.) и человека с иссохшей рукой (Лк 6:6 и след.) , а также произнес речь о хлебе жизни (Ин 6:59) . К. был для Иисуса Его городом (Мф 9:1; ср. 4:13) . Здесь Он исцелил тещу Петра (Мк 1:29 и след.) и расслабленного, к-рого друзья спустили к Нему через отверстие в кровле дома (Мк 2:3 и след.) . В этом городе жили сотник, раб к-рого исцелился по слову Иисуса (Мф 8:5 и след.) , и царедворец, сына к-рого Иисус исцелил, находясь в Кане Галилейской, т.е. на расстоянии 26 км (Ин 4:46 и след.) . В К. также жили Иаир, отец девочки, воскрешенной Иисусом (Мк 5:22 и след.,35 и след.) , и мытарь Левий, принимавший Учителя в своем доме (Мк 2:14 и след.) . У гор. пристани К. собралось однажды так много народа, что Иисусу пришлось говорить с людьми из лодки, в то время как народ стоял на берегу (Мф 13:2) . Но все величайшие деяния, совершенные здесь Иисусом, не смогли обратить жителей этого города к Господу, и "вознесшийся до неба К. был низвергнут в ад" (Мф 11:23) : в средние века город подвергся разрушению.


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Капернаум" в других словарях:

    - כְּפַר נַחוּם Руины Капернаума. На заднем плане Белая синагога … Википедия

    - (селение Наума, или село утешения) (Мат.4:13 , Мат.11:23 , Мар.2:1 , Лук.7:1 , Иоан.4:46 и др.). Капернаум упоминается только в Нов. Завете и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса, во время Его земной… …

    Капернаум - Кфар Нахум Капернаум, город в Галилее на западном берегу Тивериадского озера (Мат. 4:13; Иоан. 6:24). В этом городе была синагога, где Иисус часто учил (Иоан. 6:59, Лук. 4:33, Map 1:21), она была построена сотником римского отряда, который, по… … Словарь библейских имен

    Капернаум - город, который часто упоминается в книгах Нового Завета как главное и любимое место пребывания Иисуса Христа. Капернаум был центром Его деяний в Галилее. Этот город расположен на берегу Геннисаретского озера, здесь Господь поселился после того … Православная энциклопедия

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    - (иноск.) о беспорядочном сборище, бестолковом обществе, (собств.) страна тьмы и невежества Ср. C est un Capharnaüm. Ср. (Иисус) пришел и поселился в Капернауме... народ, сидящий во тьме, увидел свет. Матф. 4; 13, 16. Ср. Исайя. 9, 1 2. Ср. И ты,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Капернаумъ (иноск.) о безпорядочномъ сборищѣ безтолковомъ обществѣ, (собств.) страна тьмы и невѣжества. Ср. C’est un Capharnaüm. Ср. (Іисусъ) пришелъ и поселился въ Капернаумѣ... народъ, сидящій во тьмѣ, увидѣлъ свѣтъ. Матѳ. 4; 13, 16. Ср. Исаія … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    КАПЕРНАУМ - XIX в. 1. Трактир Лондон на углу Литовского проспекта и Курской улицы. 2. Трактир на Владимирском проспекте, 7. Ср.: ДАВЫДКА. < Согласно Библии, Капернаум место, где совершается чудо … Словарь Петербуржца

    Капернаум - Каперна’ум (село Наума или утешения) (Мат.4:13 ; Мат.8:5 ; Мат.11:23 ; Мат.17:24 ; Мар.1:21 ; Лук.4:23 ; Лук.7:1 ; Лук.10:15 ; Иоан.2:12 ; Иоан.4:46 ; Иоан.6:17 ,24,59) город в Галилее, который был расположен на северо западном берегу… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Капернаум - А. Служение Иисуса в Капернауме центр служения Иисуса в Галилее: Мф 4:13–17; Ин 2:12 Иисус учил там: Мк 1:21,22; Лк 4:31,32 Иисус говорил о хлебе жизни там: Ин 6:24 59 Б. Чудеса, совершенные Иисусом в Капернауме изгнание бесов: Мк 1:21–27; Лк… … Библия: Тематический словарь

    - (с евр. селение Наума) один из городов, лежавших по берегам Галилейского, или Тивериадского, оз. В Ветхом Завете о нем не упоминается; отсюда ясно, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьей деревни, благодаря… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

II (Национальный парк)

 /   / 32.88056; 35.575361 (G) (Я) Координаты : 32°52′50″ с. ш. 35°34′31″ в. д.  /  32.88056° с. ш. 35.575361° в. д.  / 32.88056; 35.575361 (G) (Я)

Капернаум , Кафарнаум (ивр. ‏כפר נחום ‏‎, Кфар Наху́м , букв. «деревня Наума») - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье Тивериадского моря (сейчас - озеро Кинерет), в Галилее , в Израиле . Сейчас здесь археологический памятник и два монастыря, православный и католический .

Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов . Построена в 1930-х годах на части территории евангельского Капернаума. Выполнена в традиции церквей островной Греции , состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции , где купола обычно красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы. Территория монастыря интересна не археологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с полузапущенным, но по-южному богатым садом с павлинами. Убранство церкви непривычно яркое и радостное. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из Македонии .

В культуре

Название города было использовано Фёдором Достоевским в романе «Преступление и наказание ». Соня Мармеладова снимала квартиру у портного Капернаумова. Тем самым Достоевский связывает образ Сони Мармеладовой с образом евангельской раскаявшейся блудницы, с которой в католической традиции долгое время отождествляли Марию Магдалину , уроженку города Магдалы близ Капернаума. Образ дочери завсегдатая кабаков Семёна Мармеладова, живущей по жёлтому билету, усиливается и дореволюционным значением слова «капернаум»: кабак, публичный дом .

Название было использовано Оноре де Бальзаком в повести «Феррагус, вождь деворантов», входящей в трилогию «История тринадцати» (1833). Французское разговорное слово «капернаум» (в оригинале capharnatim), означающее хаотическое нагромождение вещей, хаос, было применено Бальзаком в описании жилых помещений . Название также было использовано Бальзаком в этюде «Кошелек» для описания места, где в беспорядке сложено много разных вещей.

Галерея

    Kafarnaum BW 18.JPG

    Надпись на воротах францисканского монастыря: Капернаум. Город Иисуса.

    Capernaum0072.jpg

    Украшения Белой синагоги

    Kafarnaum BW 10.JPG

    Мельница и пресс для оливок

    Ruins of Capernaum.jpg

    Руины Капернаума, на заднем плане современная католическая церковь, построенная над тем местом где стоял дом апостола Петра

    Статуя апостола Петра около католической церкви

    Kafarnaum BW 5.JPG

    Интерьер современного католического храма в Капернауме

    Capernaum original church ruins by David Shankbone.jpg

    Руины византийской церкви на месте дома апостола Петра, вид через стеклянный витраж в полу католического храма

    At Capernaum.jpg

    Причал на берегу Галилейского моря (Кинерета) рядом с раскопками города

Напишите отзыв о статье "Капернаум"

Примечания

Литература

  • Юрий Полторак. Пророки и проповедники . Журнал «Мир путешествий», № 45, февраль 2008 г.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Капернаум

Лицо Наташи вздрогнуло. Она нахмурилась и на мгновенье опустила глаза. С минуту она колебалась: говорить или не говорить?
– Да, это было счастье, – сказала она тихим грудным голосом, – для меня наверное это было счастье. – Она помолчала. – И он… он… он говорил, что он желал этого, в ту минуту, как я пришла к нему… – Голос Наташи оборвался. Она покраснела, сжала руки на коленах и вдруг, видимо сделав усилие над собой, подняла голову и быстро начала говорить:
– Мы ничего не знали, когда ехали из Москвы. Я не смела спросить про него. И вдруг Соня сказала мне, что он с нами. Я ничего не думала, не могла представить себе, в каком он положении; мне только надо было видеть его, быть с ним, – говорила она, дрожа и задыхаясь. И, не давая перебивать себя, она рассказала то, чего она еще никогда, никому не рассказывала: все то, что она пережила в те три недели их путешествия и жизни в Ярославль.
Пьер слушал ее с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая.
Княжна, сморщившись от желания удержать слезы, сидела подле Наташи и слушала в первый раз историю этих последних дней любви своего брата с Наташей.
Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи.
Она говорила, перемешивая ничтожнейшие подробности с задушевнейшими тайнами, и, казалось, никогда не могла кончить. Несколько раз она повторяла то же самое.
За дверью послышался голос Десаля, спрашивавшего, можно ли Николушке войти проститься.
– Да вот и все, все… – сказала Наташа. Она быстро встала, в то время как входил Николушка, и почти побежала к двери, стукнулась головой о дверь, прикрытую портьерой, и с стоном не то боли, не то печали вырвалась из комнаты.
Пьер смотрел на дверь, в которую она вышла, и не понимал, отчего он вдруг один остался во всем мире.
Княжна Марья вызвала его из рассеянности, обратив его внимание на племянника, который вошел в комнату.
Лицо Николушки, похожее на отца, в минуту душевного размягчения, в котором Пьер теперь находился, так на него подействовало, что он, поцеловав Николушку, поспешно встал и, достав платок, отошел к окну. Он хотел проститься с княжной Марьей, но она удержала его.
– Нет, мы с Наташей не спим иногда до третьего часа; пожалуйста, посидите. Я велю дать ужинать. Подите вниз; мы сейчас придем.
Прежде чем Пьер вышел, княжна сказала ему:
– Это в первый раз она так говорила о нем.

Пьера провели в освещенную большую столовую; через несколько минут послышались шаги, и княжна с Наташей вошли в комнату. Наташа была спокойна, хотя строгое, без улыбки, выражение теперь опять установилось на ее лице. Княжна Марья, Наташа и Пьер одинаково испытывали то чувство неловкости, которое следует обыкновенно за оконченным серьезным и задушевным разговором. Продолжать прежний разговор невозможно; говорить о пустяках – совестно, а молчать неприятно, потому что хочется говорить, а этим молчанием как будто притворяешься. Они молча подошли к столу. Официанты отодвинули и пододвинули стулья. Пьер развернул холодную салфетку и, решившись прервать молчание, взглянул на Наташу и княжну Марью. Обе, очевидно, в то же время решились на то же: у обеих в глазах светилось довольство жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости.
– Вы пьете водку, граф? – сказала княжна Марья, и эти слова вдруг разогнали тени прошедшего.
– Расскажите же про себя, – сказала княжна Марья. – Про вас рассказывают такие невероятные чудеса.
– Да, – с своей, теперь привычной, улыбкой кроткой насмешки отвечал Пьер. – Мне самому даже рассказывают про такие чудеса, каких я и во сне не видел. Марья Абрамовна приглашала меня к себе и все рассказывала мне, что со мной случилось, или должно было случиться. Степан Степаныч тоже научил меня, как мне надо рассказывать. Вообще я заметил, что быть интересным человеком очень покойно (я теперь интересный человек); меня зовут и мне рассказывают.
Наташа улыбнулась и хотела что то сказать.
– Нам рассказывали, – перебила ее княжна Марья, – что вы в Москве потеряли два миллиона. Правда это?
– А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче.
– Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора.
– А вы строитесь?
– Да, Савельич велит.
– Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели.
– Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи.
– Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья.
Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось.
– Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья.
Пьер засмеялся.
– Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе.
Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ.
– Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?
Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях.
Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.