Гипертоническая болезнь        18.02.2024   

Храм и церковные службы. Истинная церковь иисуса

Не могу не умиляться отзывам на эту книгу! «Есть о чем задуматься», «Книга, взрывающая мозг», «Книга не лишена смысла», «Книга заставляет немного встрепенуться и задуматься кое о чём» и т.д. Но никто так и не написал о чем же эта книга, и о чем это таком она заставляет их задуматься!Может, все от того, что задумываться не о чем?

1999 год. Год ее создания. Год, когда выходят фильм Нолана «Помни», а вскоре «Маллхоланд-драйв». Время, когда вошли в моду все эти рояли в кустах, сюжеты-перевертыши. Сейчас 2012 год и мы много чего прочитали и много чего увидели. На хромой козе к нам не подъедешь, удивить нас сложно! Что здесь? Рваное повествование и внимание к мелочам - так это уже было у Курта Воннегута в его «Бойне №5». Грязь, бытовуха и чернуха? Так у нас есть Мишель Уэльбек и его кризис среднего возраста. Захватывающие надписи в туалете? Ну да...это действительно было сильно!Но и это отнюдь не ново - мы такое и в жизни часто видим.

А по-настоящему удивить нас можно только захватывающим сюжетом или умными мыслями. Но ничего этого в этой книги нет! Читать ее скучно, что-либо полезное, какую-то идею выжить не из чего. Да, можно зацепиться за проблему управления массовым сознанием или за проблему обмельчания религии и общечеловеческих ценностей. Но если присмотреться, то автор просто констатирует факт. Плевать ему на это!

«Бойцовский клуб» был прорывом, но дальше Поланек стал рубить бабло, его романы ушли в мейнстрим, когда уже не ты работаешь на имя, а имя на тебя. Когда какую бы ерунду ты не написал, люди даже ничего не понимая скажут: «О, да!Это действительно сильно и заставляет о многом задуматься!» А задуматься не о чем! Эта книга пуста, как голова Никиты Джигурды, хоть она (и книга и голова) выглядит болезненно интересной.

Оценка: 5

ЗАЧЕМ?!, - кричу я, - ЗАЧЕМ я прочитала это?!

Точно сказать я могу только одно… это невыносимо страшная книга. Страшная и весьма напряженная… местами дикая, местами просто жуткая… она засасывает тебя буквально с первых страниц и не отпускает. Мыслями ты все время продолжаешь находится с главным героем не смотря на то, где находишься сам… И хотя начало раскрывает нам неизбежный конец, невозможно не думать что же такое происходит!!! Что случится дальше!!! И Зачем, зачем я это читаю!?

Книга, мягко говоря, очень неуютная. Иногда во время прочтения я замечала как мои зубы сдавлены с такой силой, что начинали болеть десны, а мышцы лица напряжены до такой степени что немели… Так же во время прочтения могла заболеть голова, могла появится тошнота и очень тревожное состояние, которое в свою очередь неизбежно вызывало жесткую депрессию.

Тем не менее, даже не смотря на данные симптомы, оторваться от книги я не могла… Может потому, что эта тематика мне близка до почти что физической боли во всем теле…

Книга рассказывает о глубоко душевно раненном, запутавшемся и потерявшемся в этом мире человеке. О человеке, которому изначально была уготована страшная судьба, еще при рождении. О ни в чем не повинном человеке, которому просто не повезло родиться и воспитываться до семнадцати лет в смертельном сектантском обществе, где после семнадцати тебя крестят и выгоняют в мир, где ты должен умереть. О страшном месте, где не ценилась человеческая и чья либо другая жизнь…

Спойлер (раскрытие сюжета)

С каждой минутой мне было все труднее сделать то, что я обещал сделать при крещении. Застрелиться, вскрыть вены, задохнуться, истечь кровью, выпрыгнуть.

Он ведет «Боинг 747» и себя самого на верную гибель и рассказывает свою историю черному ящику.

История наполнена жуткими клубочками психологизма несчастного человека, который совсем запутался и видит смысл жизни болезненно и искаженно. Сердце начинает плакать от того, как этот человек ощущает жизнь и людей, которые его окружают. А может он прав?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Так случилось, что я последний уцелевший из почти полностью исчезнувшего религиозного культа.

Читая текст книги невольно ловишь себя на мысли, а точнее на страхе того, что бы сходишь с ума. Автор давно «съехал с катушек» и тоже самое по окончании прочитанного светит и тебе…

Эта книга – это мысли душевно больного. Это страхи которые живут в любом их нас. Это хаос наших душ и крик истерзанных тел…

При прочтении, с особой остротой понимаешь насколько наше общество аморально. Оно развращено и поклоняется гнилым идеалам. Общество, где на первом месте идеальная внешность и материальные ценности, духовности в таким обществе места нет… Все люди стремятся побольше нахапать, стремясь к власти. Алчность их путеводитель. Стать знаменитыми, вылезти на телевидение любыми средствами… даже ценой жизней других людей. И самое главное от этого впадаешь в зависимость…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Они умерли вместе, всем скопом, держа друг друга за руки так крепко, что ФБР пришлось ломать их мертвые пальцы, чтобы расцепить их.

Подводя итог, скажу, что книга страшная и стала для меня своеобразным испытанием…

Оценка: 10

Вообще-то на мой взгляд - лучшая книга Паланика. Читал всё, что у него есть, но «Уцелевший» - единственное, что перечитывал. Почему? Дело в главном герое. Дело в искренности писателя. Дело в слоге.

Но лютый фейл -

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

когда он пророк

Это часть, что у меня вырвана к чертям и сожжена для надежности. В ней - ложь. Не верю, пошла вон, мерзкая часть.

А в целом, хлопаю лежа.

Оценка: 8

«Трэш и угар, я люблю веселиться!» Бесподобная книга, великолепный юмор - при чем без тени улыбки на лице автора, убойная сатира - мимоходом, как бы ненароком, колоритные персонажи - откуда только автор берет таких - цельные, выпуклые, живые. Чудесные диалоги (или монологи - кому как нравится), сочный, цепляющий стиль - ни одна из книг Паланика не производила на меня такого впечатления, как Уцелевший. Бьет по мозгам как паровой молот - остаться равнодушным по-моему просто невозможно. Автор издевается не только над индустрией современной религии, не только над косностью и невежеством общества, но и над читателем, заставляя его соглашаться с диаметрально противоположными парадигмами. Книга полна сомволов (к концу их обилие даже становиться угрожающим), однако рассказ не переходит в притчу. Какая была бы роскошная экранизация, если подобрать достаточно безумного режиссера - просто пальчики оближешь!

P.S. И да - я не сразу понял, что нумерация тоже идет в обратную сторону...

Оценка: 10

Убойный роман. Позволяет взглянуть на мир глазами сектанта. После прочтения понимаешь, что нормальных людей и нормального мира в принципе не существует. Само понятие «нормальность» носит иллюзорный, мифический характер. Нет ничего нормального, есть лишь стороны. Та сторона, чей образ жизни признаётся большинством считается нормальной, остальные остаются на темной стороне и их считают психами. На самом деле - все мы психи.

Возьмите к примеру жизнь большинства рабочих. 6-7 часов подъем, далее работа, возвращение домой 18-20 часов, на жизнь остаётся 3-5 часов соответственно, которые тратятся на приготовление еды, давай поженимся, пусть говорят, мытьё посуды и прочую бытовую лабуду. И это жизнь!? Так что все мы рабы, все мы сумасшедшие, все заложники групповых, общественных устоев и допущений, потому что ими воспитаны. Пока вы находитесь во власти общественного мнения и общественных предрассудков вы не станете человеком, вы будете рабом. Книга хоть и не философская, не не плохо идёт с пивом, заставляет задуматься о жизни, об этом экзистенциальном тлене.

Оценка: 7

Это произведение мне показалось абсолютно отличным от прочитанных ранее, как-то «БК», «Невидимки», «Колыбельная», «Удушье».. оно более тихое что ли, более размышлительное. Не было присущих Чаку откровенных сцен, его натурализм мягок, а герой повествования давал много полезных советов (если они, конечно, правдивы) – как убрать пятна крови с клавиш пианино, а следы спермы со шторы, как отчистить плитку до блеска, скрыть в стене отверстия от пуль и, согласно правилам этикета, съесть омара и т.д. После прочтения, как всегда, переполняют мысли о жизни, её сути, её предназначении. И несколько цитат:

Люди не хотят, чтобы их жизни исправляли. Никто не хочет решения своих проблем. Своих драм. Своих тревог. Не хотят начинать жизнь заново. Не хотят упорядочивать жизнь. Ведь что они получат взамен? Всего лишь огромную пугающую неизвестность.

Родители купили мне первую рыбку, чтобы научить меня любить и заботиться о каком то другом живом и дышащем создании Господа. Шестьсот сорок рыбок спустя я знаю лишь одно: все, что ты любишь, умрет.

Люди используют штуки, называемые телефонами, потому что они ненавидят быть вместе, но очень боятся оставаться одни.

Я хочу выглядеть правдоподобно. Правда никогда не блестит и не сияет.

Ты не можешь поверить, что ты раб этого тела, этого большого ребенка. Ты должен держать его накормленным, и укладывать в кровать, и вести его в ванную. Ты не можешь поверить, что мы не изобрели ничего лучше. Что нибудь не такое убогое. Не отнимающее так много времени.

Ты осознаешь, что люди принимают наркотики, потому что это единственное настоящее личное приключение, оставленное им их ограниченным по времени, законно упорядоченным, имущественно разделенным миром.

Только наркотики и смерть позволяют увидеть что то новое, причем смерть чрезмерно контролируется.

Люди не могут понять чужую добродетель, которой нет в них самих. Вместо того, чтобы поверить, что ты сильнее, им гораздо легче представить, что ты слабее. Ты увлечен самоуничижением. Ты лжец. Люди всегда готовы поверить в противоположность того, что ты им говоришь.

И если у тебя никогда не было секса, - говорит Адам, - у тебя никогда не было ощущения власти. Ты никогда не получал права голоса и не становился личностью. Секс - это действие, которое отделяет нас от наших родителей. Детей от взрослых. Секс - это первый мятеж подростков.

Оценка: 8

Интересная книга, оставляет после прочтения какие-то смешанные чувства. То ли жалеешь главного героя, как всё неудачно сложилось, то ли симпатизируешь...

Что ещё понравилось, так это, конечно же, фирменный стиль написания. Очень порадовало. Надписи в туалетах, о которых тут упоминали, тоже понравились. =) Только непонятно, это туалет аэропорта. Вроде же приличное заведение. Но там дыры в стенах, надписи многолетнейшей просто давности... Хотя это ещё цветочки, по сравнению с туалетами аэропортов Дэна Брауна («Цифровая крепость», туалет аэропорта Италии).

Сюжет достаточно прост и интересен. Стоит оговориться, что я не люблю книги, которые являются историей чьей-то нелёгкой жизни с обманами и надеждами и старадниями и прочими соплями. Здесь же Чак ужасно порадовал тем, что история Тендера не является очередным пересказом действий главного героя, что обычно и представляет подобный жанр. История сильная, оригинальная, с юморком. Добавить к этому лёгкий острый язык, и получается отличная книга на пару вечеров.

Смысл? Как уже сказано, книга - это рассказ жизни одного человека, по совместительству сектанта и суперзвезды, по ходу дела с высмеиванием первого и второго (а также полезных советов хозяйкам и убийцам). Такой пересказ жизни. Смысл? А в чём смысл вашей жизни?

Паланик, как ему и свойственно, с должной иронией прошёлся по волнующим темам современности. Как мне показалось, достаточно успешно, чтобы прочесть эту книгу.

Оценка: 9

Мой любимый роман из всех, что я прочитал у Паланика. таже мерзость, те же отвергнутые герои: полуизвращенцы с полуистлевшими душами, живущие в практически загнившем мире, в нашем мире. Местами смешно, местами грустно, большей частью противно и обидно. Ты еще не такой, но все к этому идет. мы даже из Библии, из Книги Книг, способны сделать кулинарную книжку, пошленькие молитвы на каждый день. И все ради чего, ради того, чтобы сдохнуть богатым. Нет, не счастливым, просто богатым. мы делаем из ничтожеств супер-героев, но сколько бы не пудрили говно, им же оно и останется, только называться будет «припудренные фекалии». Смешно и грустно. Паланик вновь издевается над всеми и всем, с цинизмом описывает самы светлые чувства, которых, может, и нет вовсе. Книга про нас, и это только кажется, что реальность приукрашена...

А чтобы удивляться, - отвечает Паланик в конце.

Оценка: 9

Всегда хотелось посмотрть на наш мир глазами человека другого мира. Благогдаря этой книге немного удалось сделать это.

Мне кажется, путь, по которому Тендер Бренсон отошел от религии - основной во всем мире.

Еще удивляет втворчестве Паланика то, как он всегда умудряется нходить символы в скучной повстедневности. И ощущение свободы, которая правда больше разрушает, чем окрыляет. Поэтому у меня после его книг какое-то безнадежное чувство: все рвсемся к свободе, а зачем?..

Где истинная церковь?

    ВОПРОС ОТ ОЛЬГИ
    Христиане многих церквей доброжелательные, приветливые люди, только мнения относительно конкретных стихов у разных конфессий расходятся. Я так думаю, наша гордыня не позволяет нам придти к единому, а ведь всех нас Господь Иисус Христос объединяет. Пожелание у меня одно - объединиться во Христе! Зачем углубляться в тонкости толкования Библии? Главное познакомиться с Богом, найти свою дорогу и идти по ней.

Не могу с Вами согласиться. Иисус четко говорил, что будет много людей, которые будут знакомы с Господом, но не наследуют спасение, так как они не исполняют в своей жизни волю Бога:

“Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие . Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному … А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их , уподобится человеку безрассудному” (Матф. 7:21-26).

Какие “сии слова" , здесь имел в виду Иисус? Этим предупреждением Христос завершает Нагорную проповедь, в которой Он призывал людей вернуться к правильному исполнению Божьего закона (см. книгу “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” главу “Миссия и учение Иисуса Христа”). Поэтому Он и употребляет слово “беззаконие” . О нарушении какого еще закона здесь мог говорить Иисус? Конечно, не римского, и не статей законодательств разных государств, среди которых встречается много спорных, нелогичных и откровенно несправедливых законов. Речь в Нагорной проповеди конкретно идет только о Божьем законе . Посмотрите, о страшных последствиях беззакония (то есть неисполнения Божьего закона) Христос говорил и позже: “Как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие , и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их” (Матф. 13:40-43).

И в книге Откровение четко дана характеристика тех людей, кто войдет в Небесный Иерусалим для вечной жизни:

“Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его , чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами” (Откр. 22:14, см. также Откр. 12:17, Откр. 14:12).

То есть, человеку не стоит просто довольствоваться тем, что он стал верующим - “нашел” Господа. Одной веры мало. Апостол Иаков возвещал: “Вера без дел мертва … и бесы веруют, и трепещут” (Иак. 2:19,20). Нужно учесть, что возможно есть более истинная церковь и искать ее в своей жизни и делать то, что есть “воля Отца Небесного”. Подумайте, иудеи ведь тоже уверены, что исполняют волю Бога (с этими мыслями они и Иисуса распяли), и католики уверены, что они живут согласно воли Божьей, и православные, и свидетели Иеговы и баптисты и т.д. Но ведь, абсолютно понятно, что кто-то из них ошибается... И каждый уверен, что истинная церковь у них, а заблуждается уж точно не он, а другие... А ведь истина одна - она в Слове Божьем изложена просто и доступно - только вникай, уделяй время изучению “воли Божьей”, а не довольствуйся тем, что "нашел свою дорогу". Ведь эта дорога может быть не идеальна. Иисус говорил:

“Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Матф. 7:13)

А законникам (всенародно уважаемым духовным учителям того времени) Христос говорил, что они сами не вошли в Царство Небесное и своим ученикам не дали:

“Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали” (Лук. 11:52).

Что касается объединения во Христе, то, к сожалению, в существующей ситуации это навряд ли получится. Сложно представить, что лидеры конфессий дадут "забрать" у них паству и “заработанный” годами авторитет. По моему мнению, максимум что возможно – это объединение церквей под какой-то общей идеей, без потери при этом независимости. Поэтому надо быть реалистом и не дожидаясь объединения уже сегодня искать ту "истинную церковь", которая больше похожа на первоапостольскую, то есть ближе остальных стоит к учению Библии - пророков и апостолов, которые вещали от Господа. Иисус учил судить о человеке по плодам. Так и о церкви можно судить по жизни ее прихожан. Так можно хотя бы примерно сравнить церкви - насколько они близки к Богу. Как известно, Господь дал христианам Духа Святого после восшествия на небо. Поэтому по плодам можно понять и результаты действия Духа на сердца верующих каждой церкви. Где плодов больше, там и Духа больше - там и есть более истинная церковь. Конечно это относительное понятие, на Сам Иисус учил отличать лжеучителей по их плодам (не показным, а внутренним, реализующимся через их повседневную жизнь). В нашей церкви практически все члены, кто регулярно посещает богослужения несколько лет и изучает Библию, постепенно перестают выпивать алкоголь, курить, сквернословить и начинают вести высоконравственный образ жизни (например, нет интима вне брака, нет разводов и т.д.). Я сам раньше был сторонником всего вышеизложенного, но теперь это претит моему духу. Все это я считаю серьезным доказательством близости к Богу и Его закону нашей церкви. Стоит отметить, что согласно всемирной статистике члены нашей церкви в среднем живут на 5 - 10 лет дольше других людей. Это вам о чем-нибудь говорит? Я умышленно не называю название своей конфессии, чтоб ни делать ей ни рекламу, ни антирекламу. Но люди, которые прочитали книгу “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” найдут в ней те критерии истинной церкви, которые я считаю важными, в частности, истинная церковь должна стремиться соблюдать все актуальные неотмененные Божии заповеди, изложенные в Библии.

Если в апостольское время существовала единая истинная Церковь Христова, то сегодня все увеличивающееся количество деноминаций затрудняет для многих людей вопрос, какая же Церковь является истинной? Открывая Священное Писание, мы находим ряд признаков, по которым можно определить видимую истинную Церковь Божью.

Первым и самым главным признаком является преемственность учения Церкви. Апостол Павел пишет о верующих, что они "утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным каменем" (Еф. 2:20). Учит ли Церковь так, как учили пророки, Христос и Апостолы? Если ответ положительный, то вы на правильном пути.

Второй признак описан в Матф. 28:19 – "Итак идите, научите все народы". Истинная Церковь Божья на земле – это не национальная, а всемирная Церковь, которая несет весть о спасении по Божьей благодати в Иисусе Христе, "благовествуя живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу" (Откр. 14:6).

Третьим признаком является вера в единого вечносущего Бога в трех отдельных личностях – Отца, Сына и Святого Духа. Непринятие Иисуса Христа вечносущим Богом (Ин. 1:1-3,14) и Духа Святого Божественной личностью (Деян. 13:2) указывает на отсутствие библейского основания религиозного сообщества.

Четвертый признак – принятие Иисуса Христа, как единственного посредника между Богом и людьми в деле спасения. "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12). Если Церковь не признает Христа единственным посредником (1 Тим. 2:5), то следует задуматься над ее истинностью.

Пятый признак – истинная Церковь пребывает в ожидании возвращения Господа. В Евр 9:28 сказано, что "Христос во второй раз явится для ожидающих Его во спасение". Имея хотя бы элементарные знания латинского, можна легко определить Церковь, ожидающую второе пришествие Христа.

Шестым признаком является соблюдение заповедей Божиих. Этот признак настолько важен, что он упомянут в Откр. 14:12 наряду с верой в Иисуса Христа. А в Откр. 12:17 написано, что не все, называющие себя христианами, а только соблюдающие заповеди Божьи вызывают особенную ярость врага душ человеческих. Истинная Церковь признает все заповеди Десятисловия, которыми познается грех (Рим. 3:20, 7:7).

И, последнее , истинная Церковь Божья во все времена находится в оппозиции к миру, за что гонима и преследована мирскими людьми. Иисус сказал: "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин. 15:19). Невозможно угодить миру и в то же время сохранить верность Богу.

Истинная видимая Церковь Божья есть. И определить ее с помощью Священного Писания, которое является компасом в духовных вопросах, не так уж и трудно.

Отец Петр, недавно вышел ваш перевод книги Иоганна Арндта «Об истинном христианстве». О чем эта книга и почему ее появление в русском переводе так важно для современных людей?

Эта книга полностью соответствует своему названию: ее главная тема - внутренняя жизнь во Христе. Ее появление - в 1605 году - было обусловлено контекстом: так называемым «кризисом благочестия» в Лютеранской Церкви, когда для христиан достаточным считалось только содержать правое учение, а сама духовная жизнь отошла на второй план. Арндт как бы восстановил ее в правах. Время шло, контекст уходил в прошлое, а книга оставалась необыкновенно популярной и востребованной и последующими поколениями.

Да, он советовал читать Библию, после нее Арндта, «а в прочие книги как в гости прогуливаться». Конечно, для современного читателя книга может быть тяжеловата. Она не «системна», это, скорее, огромная поэма о духовной жизни. Арндт все время возвращается к одним и тем же темам: покаяние, молитва, любовь, смирение перед Богом, внутренняя жизнь во Христе.

Дает ли книга какой-нибудь практический навык человеку, который делает первые шаги на пути к Богу? Или речь идет о высшем идеале, к которому каждый христианин должен стремиться?

Скорее, второй вариант. Практические советы дает автор следующего, XVIII века, переводами которого я занимаюсь в настоящий момент, - Герхард Терстеген. У Арндта более общие рассуждения. Хотя в конце второй книги он касается, к примеру, темы высоких духовных искушений. Он рассматривает ее с практической точки зрения и дает много ценных советов.

Хотя и для начала христианской жизни Арндт может быть весьма полезен, потому что много говорит о покаянии - как через покаяние входят в истинное христианство и постепенно доходят до вершин духовной жизни.

Как священнослужитель Русской Православной Церкви, что вы можете сказать о состоянии христианской жизни сегодняшних православных?

На мой взгляд, современное состояние духовной жизни в нынешнем православии оставляет желать много лучшего.

- С чем это связано в первую очередь?

В первую очередь с тем, что то, что было сердцевиной размышлений того же Арндта - внутренняя жизнь во Христе – как мне кажется, не является сегодня центром внимания нашей общецерковной общины.

- Почему? Сегодня человек не понимает, ради чего он пришел в Церковь? В поисках Христа или чего-то иного?

Приходить в Церковь можно по разным соображениям. Давайте будем рассматривать только тот вариант, когда человек приходит в Церковь действительно в поисках Христа. В этом случае ему придется трудно. Придется пробиваться ко Христу через многие исторические, традиционные, псевдо-традиционные, культурные, субкультурные, идеологические и прочие вещи. Не у всех это получается. Это требует и мужества, и знания, в какую сторону идти.

А главным образом этому препятствует отсутствие соответствующей проповеди и пастырского назидания, потому что человек, приходя в храм, с амвона слышит много чего, но как именно жить со Христом, услышать можно довольно редко. Так же и в личном духовническом окормлении: человеку расскажут о том, как нужно поститься, как читать утренние и вечерние молитвы, что вычитывать пред Святым Причащением и так далее, но опытом внутренней жизни во Христе, боюсь, поделится с ним мало кто. А ведь он ради этого пришел в Церковь…

- Как быть с такими многочисленными преградами? К кому обращаться за советом?

Я об этом много лет говорил и писал. У нас нет церковной педагогики, методологии пастырского обращения с людьми, уже много лет пребывающими в Церкви. У нас есть, скажем так, педагогика внешнего воцерковления, когда человека учат тому, как правильно вести себя в церкви, как верно выстроить свою обрядовую жизнь. Разумеется, ему преподаются важные советы относительно покаяния, исправления жизни, но это касается новоначального этапа.

Многие священники, не только я, видят, что люди, будучи уже 10-15 лет в Церкви, хотят развиваться - ведь по Евангелию нам и положено развиваться, - но не получают такого развития, потому что никто не может сказать, а что, собственно, таким людям делать. Еще больше читать канонов? Еще строже соблюдать посты? Еще более внимательно вслушиваться в богослужебные тексты? Класть больше поклонов? Жить в браке без плотского общения? Постричься в монахи? В итоге получается, что воцерковление оборачивается встраиванием человека не более чем в определенную субкультуру, которая до определенного момента помогает ему внешним образом что-то познавать в христианстве, но потом во многих случаях может стать и препятствием для дальнейшего христианского развития.

- Какие же причины такого положения вещей?

Давайте попробуем рассуждать, как говорится, «от печки». Христос говорит апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). А, собственно, что повелел соблюдать Христос? Повелел ли он, например, поститься (я имею в виду дисциплинарные посты)? Нет. Повелел ли Он ходить на службы? Тоже нет. Повелел ли Он встраивать себя в определенную религиозно-этническую субкультуру? Тоже не повелел. Повелел ли Христос ставить свечи и писать записки? Ни слова об этом мы не находим в Евангелии.

Говорили ли апостолы, что общение с Богом, жизнь во Христе достигается только посредством замыкания человека в сакральное церковно-ритуальное пространство, причем исключительно византийского обряда? Ответ очевиден. И так далее.

А что же тогда повелел Христос? Он заповедал нам, если можно так выразиться, «повседневное христианство».

Обратимся к Нагорной проповеди или к апостольским посланиям, которые как раз дают нам правила христианской жизни - к примеру, к 12-й главе Послания к Римлянам, и мы сразу увидим, что́ нам велит Господь, и Сам, и через Своих апостолов. Среди этих повелений то, что мы сейчас называем «церковностью», занимает 0,1%. Христос повелел креститься. Христос повелел совершать Евхаристию в Его воспоминание. Апостолы заповедали совместно молиться. Вокруг Крещения, Евхаристии и совместной молитвы выстроилась определенная внешнецерковная среда, но в Первенствующей Церкви она была подпоркой и средством для жизни во Христе, прежде всего, личностей, а затем уже общины, складывающейся из таких личностей.

А дальше, со временем, произошла следующая вещь. В сознании христиан между жизнью во Христе, жизнью с Богом, или, как говорит святитель Феофан Затворник, «богообщением» и внешнецерковным богослужением был поставлен знак равенства. Это, конечно, отдельный разговор, почему так произошло, что общерелигиозная ритуальность подменила собой специфическую христианскую духовность; но, во всяком случае, сегодня это привело к тому, что вот, человек узнал о Христе, узнал, что Он основал Церковь, которая есть столп и утверждение Истины. Человек входит в Церковь и спрашивает, что ему делать. А ему говорят: «Встройся в нашу обрядовую систему и дальше просто в ней живи, постоянно повышая уровень проникновения в эту обрядность, и она сама тебе всё даст».

Но с Евангелием это не совсем соотносится. Ведь от христианина требуется личная, сознательная, повседневная христианская жизнь, не ограничивающаяся пребыванием в каком-то выделенном сакральном пространстве в определенное сакральное время. Ей, несомненно, помогает все, что содержит Церковь, но сама по себе эта внутренняя жизнь во Христе больше обряда, важнее подпорок, значительнее и полнее всех внешних средств, и в определенном смысле может существовать и без них.

А теперь давайте опросим наших прихожан после воскресного богослужения, как они понимают эту личную, сознательную, повседневную христианскую жизнь. Было бы крайне любопытно провести такой опрос. Боюсь, большинство просто не поняло бы, о чем их спрашивают.

Вот здесь я и говорю о главной проблеме нашей церковной жизни: налицо то самое отсутствие церковной педагогики, которая способствовала бы внутренней жизни повзрослевшего, уже не новоначального христианина. И речь идет именно о методологии, потому что частный человек может найти частного пастыря, с которым, если ему повезет, он может решить свои вопросы. Но общей пастырской методологии у нас нет. И нам, к сожалению, не на что даже опереться.

В этой связи я и занялся переводом ранних протестантов. Одним из побуждений к Реформации было то, что церковная действительность перестала питать внутреннюю христианскую жизнь людей. Поэтому раннепротестантская мистика - это очень полезная вещь, в которой мы можем многое почерпнуть. В частности, ответить на вопрос: как быть человеку, который уже от внешней церковности всё получил, а внутреннюю жизнь во Христе еще не обрел.

Вы говорите об отсутствии пастырской педагогики, отсутствии методологии. Это и препятствует дальнейшему развитию христиан и является основанием для их ухода из Церкви?

Как и приход в Церковь, так и уход из нее может быть вызван многими причинами и иметь разные степени. Но мы говорим именно об искренне ищущих Христа людях. Такие на самом деле не уходят из Церкви Христовой - куда им идти? Они, скорее, отходят от внешней церковности именно в силу того, что убеждаются, что она свой резерв для них исчерпала.

- Кто должен формировать эту методологию?

Такие вещи должны вырабатываться сами. Это как с частым причастием. Сотни лет православные христиане причащались редко. Но вот люди осознали необходимость более частого причащения - и «явочным порядком», хотя и не без сопротивления, в сегодняшней церковности нормой уже является причащение частое.

Так и с нашей темой: очевидно, что процесс уже идет, проблема начинает осознаваться.

- Как вы это ощущаете?

Вот самый свежий пример - появление нашумевшей «Исповеди послушницы». Люди начинают постепенно понимать проблему расцерковления. Раньше, лет восемь назад, за этот термин, когда я писал об этом, меня ругали.

- И какой тут может быть выход?

Здесь трудно давать какие-то прямые рецепты. Но я бы обратил внимание на апостольский принцип, который сейчас, похоже, совершенно отменен в нашей церковной жизни. Имею в виду вариативность, о которой так ярко говорил апостол Павел в 14-й главе Послания к Римлянам. Вот мы ищем ответа на вопрос, что отталкивает людей от Церкви, что приводит к расцерковлению. Я думаю, что, в том числе, и забвение этого принципа. Веками происходило превращение Вселенской Церкви Христовой в некую субкультуру, то есть сужение, лишение человека вариативности, свободы. Так называемая «традиция» - в данном случае плохая традиция, «предание старцев» (Мк. 7:5) - цементировалась, а теперь мы опираемся на нее как на «веру отцов». Но если мы откроем Новый Завет, то принцип вариативности окажется чуть ли не основным в Церкви.

Что я имею в виду? Вот апостол Павел пишет в этой главе о посте: нужно тебе поститься - постись, не видишь в этом необходимости - не постись. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3). А церковная власть должна следить за тем, чтобы и постящиеся, и непостящиеся христиане пребывали в мире и согласии между собой - чтобы исполнялась та древняя замечательная и глубоко церковная максима, принцип, о котором говорит блаженный Августин: «В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь».

Идеология, которая свойственна нынешним православным, - чтобы все непременно «ходили строем», как один постились, молились, а малейшее отклонение от этого является ересью и «изменой Православию». Такому никак не должно быть места в Церкви Христовой.

Церковная история свидетельствует, что в первые века в Церкви была вариативность. Необходимо к ней вернуться и сегодня. Это очень важно, так как люди разные. Одному, действительно, приносят большое удовольствие многочасовые службы, а другой от них «расцерковляется». Но от того, что человеку просто по его устроению не подходит наш единственный вариант зацементированного византийского богослужения - этого многословия поздней античности, он не должен чувствовать себя так, что Церковь для него «кончилась», что он ей чужд. Это и о Церкви свидетельствует плохо - значит, ей больше нечего предложить людям, кроме как обязательного для всех одного варианта проговаривания и пропевания молитвенных текстов, сопровождаемого теми или иными ритуальными действиями (я не имею в виду Таинство Евхаристии). Но ведь и действительно христианство к этому не сводится!

И как раз именно с этого можно практически начать, я думаю. Если говорить о богослужении: в большом городе ведь это можно попробовать устроить. Один приход служит на славянском шестичасовую службу, другой - на русском часовую службу, третий на греческом, четвертый по дониконовскому чину и т.д. Люди ходят, куда им нравится, а церковная власть следит за тем, чтобы никто друг друга «не угрызал и не съедал» (Гал. 5:15).

То же и в личной пастырской практике (и так уже происходит, если священник - настоящий пастырь Христов, а не фарисей): не может уже человек поститься - ну пусть не постится, только других этим не соблазняет, в полном соответствии со словами Апостола.

Надо сказать, что Русская Церковь к этому шла. В Российской империи жизнь Церкви была унифицирована, но при этом достаточно свободна. На одних приходах служили так, на других - по-другому. Например, в придворных соборах всенощная должна была длиться не больше часа. Монастыри были разные, не было одного устава. Были уставы общежительные и штатские в монастырях. В некоторых структурах православного государства (в армии, на флоте) посты, кроме Великого (и того послабленного), были отменены… И так далее. Поместный Собор 1917-1918 годов готов был осмыслить все это и многое изменить в церковной практике. Но, увы, это не осуществилось.

В советское время Церковь имела одну задачу - выжить. А после советского периода наступила обратная реакция - активное восстановление внешней церковной жизни. Но теперь этот импульс исчерпался, и сегодня на первый план начали выходить те проблемы, от которых отталкивался еще Собор 1917-1918 гг. и которые при советской власти были задавлены, а в первое постсоветское время пространства для проявления не имели.

Сегодня, когда храмы восстановлены, внешняя церковная жизнь обустроена, люди начинают обращаться к истокам того, что такое Церковь, для чего она нужна и т.д. Процесс абсолютно естественный и, на мой взгляд, вполне оптимистический.

Какова ситуация в современных семьях? Нередко дети, воспитывающиеся православными родителями, первые отходят от Церкви.

В Российской империи был традиционный уклад жизни. В советское время он сменился укладом атеистическим, безбожным. Церковные семьи этому сопротивлялись. А сейчас время поисков, «нащупывания», перехода от имперско-советского к свободному секулярному существованию. Это объективный процесс, как бы ни была сильна «обратная реакция».

За 25 лет нашей церковной свободы был осуществлен опыт внутрисемейного воцерковления по лекалам прошлого. И стало очевидно, что многое восстановлению не подлежит, что обрядово-субкультурный путь ни к чему не приводит. Дети, становясь взрослыми, отторгают это от себя, расцерковляются, отходят от Церкви.

Я не вижу в этом трагедии. Это, наоборот, нужно осознать, как задание Божие для нас. Значит, в будущем церковные люди, благочестивые мамы и папы, будут думать, как им быть в такой ситуации. Ответы на эти вопросы должны искаться соборным разумом. Современнику этих процессов трудно их «уловить»; точно напишут об этом историки в будущем.

Фото: Коновалова Ирина / svjatoynarym.ru

- Не пришло время для обобщения современного опыта?

Пока нет, мы живем, можно сказать, в самой середине этого времени. Мы можем только фиксировать текущие процессы. Многие недовольны современной церковной жизнью по тем или иным причинам, а на мой взгляд, наше время - прекрасное, потому что сегодня, если человек на самом деле хочет жизни со Христом и во Христе, он имеет возможность найти такую меру внешней церковности, которая была бы ему полезна и не подменяла бы внутреннюю жизнь, из-за чего, собственно, и происходит расцерковление.

А как быть с теми, кто находится в состоянии расцерковления? Есть ли шанс вернуть все назад? Ведь человек, разочаровавшись в этой внешней церковности, может решить для себя, что будет жить во Христе, но за церковной оградой. Верен ли этот путь?

Ну, во-первых, назад ничего вернуть нельзя. Во-вторых, жить во Христе совсем уж за церковной оградой невозможно.

Тут вообще перед нами стоит проблема того, что Христос как бы «растворен» в нашей церковности. И человек, отказываясь от церковной жизни в силу тех или иных обстоятельств, чаще всего уходит и от Христа, потому что с самого начала вся наша проповедь слишком отождествляет Церковь и Христа; а на самом деле это не одно и то же.

- Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду.

Я имею в виду, что Церковь не есть самостоятельная духовная ценность. Говорю сейчас не о мистическом Теле Христовом, а об институциональной, земной церкви, чья задача, говоря словами средневековой формулы - «чисто проповедовать Евангелие и право (то есть правильно) преподавать Таинства». То есть дать человеку богообщение, его охранять, поддерживать, развивать - но не более того.

Церковь не самоценна, а является «другом Жениха», как говорил Иоанн Предтеча, и Жениху - Христу, надлежит расти, а церкви умаляться (Ин. 3:29-30). И поэтому, если говорить о какой-то общей методологии пастырской педагогики, первым пунктом здесь должно стоять, что Христос и душа общаются без посредников, и что Церковь - это, повторим еще раз, не некая самоценность, а «друг Жениха», подпорка и ограждение для жизни во Христе.

Начало всякой церковной педагогики должно иметь в своем основании эту мысль: Церковь есть средство.

При этом нужно хорошо понимать христианскую иерархию ценностей. Вернемся к тому, о чем мы уже сказали: если возьмем тексты Нового Завета и посмотрим, что там говорится о Таинствах, о Крещении и Причащении, то это всего несколько текстов. Все остальное посвящено другому: жизни во Христе.

Так же должна быть настроена и Церковь. Ее задача - учить тому, что заповедал Христос, и именно в такой пропорции. Само́й церковности, как мы ее понимаем, внешнеобрядовой, должно быть меньше - во всяком случае, после этапа начального воцерковления. А внутренней жизни должно быть больше. Как это сделать? Не могу вам сказать, нужно соборно это обсуждать.

В равных ли условиях находятся те люди, которые приходят на приход со сложившейся общиной, и те, кто приходит туда, где как таковой общинной жизни нет?

Как мне представляется, это проблема второго порядка. Конечно, хорошо, если человек нашел приход с доброй общиной, но все же, на мой взгляд, начинается все с личных отношений человека с Богом. И очень часто община может подменить эти отношения. Община может строиться только на основании личностей, которые уже понимают и опытно знают, что такое богообщение, то есть правильные личные отношения со Христом. Только во вторую очередь из таких личностей складывается община, а не наоборот. Община как таковая не дает человеку богообщения.

У нас после советского опыта под общиной может пониматься неизвестно что. К примеру, коллектив атомизированных людей, объединенный той или иной идеологией. Такая традиция советского коллективизма, перенесенная на церковную почву (как и многое из советского у нас перенесено на церковную почву), может только навредить.

- Отец Петр, когда наступает это самое общение с Богом? С чего оно обычно начинается?

Это вещь сугубо индивидуальная. Опыт говорит, что оно непременно дается всем, кто сознательно обращается к Богу. Начаток богообщения получает каждый человек в Крещении или Покаянии - это бесспорно. Другое дело - что с этим начатком делается потом? Он может быть заглушен, растрачен на встраивание в субкультуру, подменен этой самой субкультурой и т.д.

Вспомним притчу о сеятеле, там все варианты рассматриваются. И вот как раз задача (и главная задача) Церкви и ее пастырей - обратить на это внимание и культивировать и развивать начавшееся богообщение.

Вернемся к переводу книги Арндта «Об истинном христианстве», которая свидетельствует о высшем идеале для каждого христианина, о богообщении и жизни во Христе. Церковь готова предоставить сегодня определенный инструментарий для достижения этой цели?

Думаю, сейчас мы не найдем здесь церковного единства. Потому что если поставим этот вопрос перед общецерковной аудиторией: «Наша цель - жизнь во Христе?», большинство с этим согласится (я надеюсь). А следующий вопрос - каковы пути? А пути будут разные.

- Они и должны быть разными…

Я к этому и подвожу. Поэтому и говорю, что, может быть, одна из самых главных вещей, о которой в связи с этим стоит задуматься, - это возвращение, требуемое самим ходом вещей, той многоукладности, о которой говорил апостол Павел. Чтобы людям была предоставлена бо́льшая свобода.

Вот у нас сейчас один монастырский устав, до революции было несколько. А если взять опыт католических стран, там не только множество орденов со своими уставами, но есть, к примеру, и общины мирян, которые живут по-монашески. То есть наличествует многообразие церковного опыта.

И если сейчас думать о каких-то конкретных шагах, стоит начать, как мне кажется, именно с этого, а дальше смотреть, как Господь поведет Свою Церковь. Мы верим, что Дух Святой не оставляет ее, но при этом порой сами очень сильно сопротивляемся Ему…

И конечно, если действительно захотим что-то менять в жизни нашей общецерковной общины, нам непременно потребуется определить, что́ есть главное, а что второстепенное - так, чтобы ясно проартикулировать, что не может быть главным, скажем, почитание Ивана Грозного или что-то вроде этого.

Поэтому, возвращаясь к тому, что будет написано в наших пастырских методичках: первый пункт мы уже определили - Церковь есть друг Жениха. Вторым пунктом уже пойдет определение того, что главное, а что второстепенное.

Вообще это очень ведь важно и интересно, этим как раз и должен заниматься соборный разум Церкви. А в том, что церковная мысль, церковная интуиция жива, я не раз мог убедиться, чему очень рад.

- Значит, есть перспектива?

Жизнь не остановишь, и Церковь Христова будет пребывать на земле до скончания века, и врата адовы не одолеют ее (Мф. 16:18). А формы церковной жизни под влиянием условий времени неизбежно будут меняться - сначала внутренне, а затем и административно. В этом смысле я оптимист и уверен, что впереди у нас много интересного.

Урок 20 (продолжение)

На чем основано большинство религий?

Как много религиозных конфессий в нашем мире! Однако большинство из них основаны на имени «выдающихся людей» , положивших им начало. Такими являются буддизм, ислам, конфуцианство. Католицизм, самая крупная ветвь в христианстве, основана на авторитете апостола Петра. Христос однажды сказал: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матфея 16:18). В храме Св.Петра, где, якобы, погребено его тело, имеется надпись: «Где Петр, там и церковь, а где церковь, там нет смерти, там жизнь вечная». Конечно, здесь кроется ошибка. Правильно было бы вместо упомянутого апостола поставить имя «Христос». Сам Петр никогда не был главой церкви, главой апостолов, ибо на Иерусалимском соборе председательствовал апостол Иаков. Петр не страдал за нас на Голгофе, Петр не воскрес ради нашего оправдания. Петр не явил нам любовь Всемогущего Бога. Петр не принес нам на землю принципов Евангелия - небесных принципов спасения. Все это совершил Христос.

Петр сам в своем первом послании во 2 гл. 6 ст. вносит ясность: «Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится». Как видим, Петр не приписывает себе столь великую заслугу - быть основанием Церкви, а относит ее к Иисусу Христу - истинному главе Церкви. Апостол Павел подтверждает положение Христа как главы Церкви: «Всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Ефесянам 1:22).

Находясь перед синедрионом и говоря о своем уповании, Петр заключил: «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:11-12).

В одной норвежской деревне полным ходом шло строительство церкви. Вдруг один из строителей поскользнулся и с огромной высоты стал падать вниз. Все были уверены, что он разобьется. В это время возле церкви проходило стадо овец. Строитель упал на одну из овечек. Удар оказался смертельным для ягненка, человек же остался невредим. В знак спасения строителя на шпиле той церкви был помещен необычный для Церкви символ - овечка.

Да, это Он - Христос - Агнец Божий, берущий на Себя грехи всего мира, умирает за нас, чтобы каждый из нас мог спастись. Как хорошо, что мы строим свою веру на Христе, а «верующий в Него не постыдится» (1 Петра 2:6).

Мерило для определения церкви Христа

«Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне» (Иоанна 5:39). Церковь Христова определяется не преемственностью от выдающихся личностей, но учением Иисуса Христа, Словом Божьим. «Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Ефесянам 2:20-22). Поэтому мерилом истинности Церкви выступает всё Священное Писание - учение, отраженное пророками, апостолами и более всего - Спасителем нашим Иисусом Христом. В Нем открыта «вера, однажды переданная святым» (Иуды, 3). За такую веру надо держаться и твердо стоять в ней!

Представьте, что произошло, если бы все живущие на земле в определении Церкви стали придерживаться Библии? Во всем мире была бы тогда одна Церковь. На нашей планете прекратились бы вражда, религиозные войны, насилие и было бы единство, о котором молился Иисус: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоанна 17:21).

Семь признаков истинной церкви

1. Особенность Церкви Божией в том, что она искренно верит и с радостью ожидает Второе пришествие Христа: «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Титу 2:13-14).

2. Истинная Церковь, веря в скорое возвращение Христа во славе, возвещает эту весть миру. Христос перед вознесением на небо повелел Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матфея 28:19). «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец» (Матфея 24:14).

3. «Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том» (1 Иоанна 3:24).

Как на особенный признак истинности Церкви в этом тексте указывается, что она «сохраняет заповеди Божии». А сохранять - значит следить, чтобы ни одна заповедь из 10 не была изменена, утрачена или пренебрежена.

Здесь речь идет не только о заповедях из Десятисловного Закона, но и о заповеди, касающейся крещения как знака погребения для старой жизни и воскресения для новой; преломления хлеба и принятия вина, как воспоминания о Христовых страданиях и смерти; повеления есть и пить во славу Божию (см. 1 Коринфянам 10:31).

4. Истинная Церковь имеет «свидетельство Иисуса Христа». «И рассвирепел дракон (сатана) на жену (церковь) и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа » (Откровение 12:17).

Церковь свидетельствует об Иисусе своим христианским образом жизни. Книга Откровение определяет «свидетельство Иисусово» как «Дух пророчества» (Откровение 19:10). Церковь Божия, таким образом, есть Церковь пророчества. Последователи этой церкви с усердием исследуют Писание, изучая книги пророка Даниила, Откровение, Исайи, 24 главу Евангелия от Матфея, сообщающие о заключительных событиях истории мира. Библия говорит, что «свидетельство Христово» будет утверждено в Его народе, ожидающем пришествия Своего Господа, и он не будет иметь «недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Коринфянам 1:5-8).