Новый закон об образовании весьма существенно отличается от предыдущего федерального закона. На сегодняшний день Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вносит изменения в юридическую терминологию российского права.
Во-первых, он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий:
- "образование" (единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов).
- "воспитание" (деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства).
-"обучение" (целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни).
-"уровень образования" (завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований).
- «качество образования» - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
- "квалификация" (уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности).
-"направленность (профиль) образования" (ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы) и т. д.
Так же ФЗ «об образовании в РФ» 2012г. дает понятия ФГОС и ФГТ.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются:
n Общего образования
n Начального профессионального образования
n Среднего профессионального образования
n Высшего профессионального образования (бакалавриат)
n Высшего профессионального образования (специалитет)
n Высшего профессионального образования (магистратура)
Каждый ФГОС включает 3 вида требований:
1. Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ, реализуемых учебным заведением. Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы , условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Требований Стандартов(ФГОС) начального школьного образования- важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт. (ФГОС ДО)
Новый ФГОС Дошкольного Образования выдвигает три группы требований:
· Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
· Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
· Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897, ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413.> представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями (далее – ОУ), имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС общего образования должен обеспечивать:
· единство образовательного пространства Российской Федерации;
· преемственность основных образовательных программ (далее – ООП) начального, основного и среднего (полного) общего образования.
ФГОС общего образования включает в себя требования:
· к структуре ООП общего образования;
· условиям реализации ООП общего образования (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным);
· результатам освоения ООП общего образования.
ФГОС является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» от 2012г. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Во-вторых, Закон меняет термин "образовательное учреждение" на термин "образовательная организация". Закон РФ "Об образовании" разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме.
Слова ФГТ и ФГОС в последнее время часто на слуху. Чтобы понять, с чем их связывать, нужно сделать небольшую классификацию образования в России. Образование в России можно разделить на общее и профессиональное.
Общее образование – это следующие уровни:
- Дошкольное образование (детские сады, ясли).
- Начальное общее образование.
- Основное общее образование.
- Среднее общее образование.
Профессиональное образование идет по таким уровням:
- Среднее профессиональное образование.
- Высшее образование – степень бакалавра.
- Высшее образование – магистратура.
- Высшее образование – аспирантура (подготовка самых высококвалифицированных кадров).
Так вот, все эти буквы связаны с каждым из этих уровней образования.
Что же секретного скрывается за буквами ФГОС И ФГТ?
Для понимания значения этих букв нужно просто расшифровать аббревиатуру.
ФГОС – это федеральный государственный образовательный стандарт
, применяемый для конкретного уровня образования.
Стандарт сменил требования с сентября 2013 года, принеся много нового в сферу всех уровней образования. В сегодняшней России не один уровень образования. И в каждом из них, как и во всем образовании в целом, сделан упор и на уровень качества образования, и на самые различные варианты для получения образования. Ранее вся система образования на всех уровнях подчинялась требованиям. Теперь же для каждого уровня в образовании, в том числе и для дошкольного образования, разработан свой стандарт.
Почему отдельно говорят про дошкольное образование? Потому, что как уровень образования, он закреплен относительно недавно. С введением стандартов однозначно выиграли все уровни образования. Ведь каждый уровень образования стал рассматриваться, как отдельно взятый процесс. Так не только проще управлять каждым уровнем, но и быстрее можно увидеть результаты.
Чем отличается ФГОС от ФГТ?
Требования состояли из двух частей. В первом содержательном разделе были прописаны положения по структуре образовательной программы. Во втором разделе собраны требования к условиям реализации образовательной программы на практике (в процессе обучения).
Образовательный стандарт содержит в себе разделы ФГТ и плюс еще третий раздел . В третьем целевом разделе образовательного стандарта прописаны требования к результатам усвоения изучаемой на определенном уровне образования программы. Но помимо этого раздела с требованиями есть и другие отличия. Например, стандарты дают учащимся больше возможностей работать самостоятельно.
Стандарт заостряет внимание на формировании культуры обучающихся, развитии их личности, взаимоотношениях друг с другом. Даже уделяется внимание отношению друг к другу. Именно благодаря стандартам удается с успехом наладить связи с обществом, с коллективом. Стандарты разрабатывались под национальные и культурные условия в обществе, где предстоит обучаться детям, подросткам, молодым людям. Стандарт учел все национальные особенности обучения, различия в культурах людей. Требования так много внимания всем этим нюансам не уделяли.
Требования предъявлялись к определенной группе учащихся, сформированной по критерию возраста. Стандарт же разрабатывался не только с учетом возрастного критерия, но и с учетом всех психологических факторов в возрастной группе обучающихся. В особенности много послаблений и дополнительных возможностей появилось в системе детских садов (дошкольного образования).
Именно стандарты разнообразили различные варианты домашнего и дистанционного обучения. В требованиях такого внимания домашнему и модному сегодня дистанционному обучению не уделялось, так как абсолютно для всех уровней любого образования они были едины. Цель стандартов – дать толчок к самостоятельному развитию, что важно для каждого уровня образования. Самообразование в любом варианте дисциплинирует. А путь к успешному усвоению образовательной программы начинается с дисциплины. Дисциплина способствует успеху в образовании. Это было известно еще без введения стандарта.
Разработка стандарта с ориентиром на конкретный уровень образования позволяет педагогам максимально сблизиться с учащимися и донести до них все требования образовательной программы. Учащимся же стало намного легче выполнять требования программ. Ведь стандарт учитывает интересы обучающихся на любом уровне образования. Много у кого загорелись глаза благодаря усовершенствованиям в системе образования.
Образовательный стандарт никогда не будет столь категоричен, как требования. Со стандартом всегда есть выбор на любом уровне образования.А еще стандарты учат не только конкретным предметам и наукам. Стандарты учат быть людьми.
Маленькое заключение
Стало ли легче учиться, покажет время. Но появившийся выбор нужно ценить. О требованиях нельзя сказать ничего плохого. Они соответствовали своему времени. Но времена изменились. И им теперь во всем соответствует образовательный стандарт.
«Чем отличается ФГТ от ФГОС дошкольного образования»
Подготовили воспитатели Белая Елена Викторовна, Мельникова Татьяна Сергеевна
ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.
Этому предшествовала следующая работа:
1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;
2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин - люди с разными мнениями и позициями.
Что же обсуждалось рабочей группой?
Требования к программе;
Требования к условиям;
Требования к результатам социализации.
Перед разработчиками возникли следующие вопросы:
1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?
2) В чем уникальность Стандарта?
3) Каковы будут результаты?
4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;
5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.
Чего ждут от Стандарта:
ВОСПИТАТЕЛИ
Обеспечения безопасности;
Толерантного отношения со стороны родителей;
Снижение документооборота;
Больше доступных образовательных программ;
Обучение счету и письму должно быть в школе;
Желание обучаться - курсы ПК
УЧИТЕЛЯ
Послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению
РОДИТЕЛИ
За раннее и ускоренное развитие;
За образование отвечает государство;
Главное - здоровье детей;
Кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)
Чем обусловлена разработка данного документа?
Два основания для введения ФГОС ДО:
1) Закон «Об образовании РФ»;
2) Современная социокультурная ситуация.
ФГОС ДО основан следующих документах:
1) Конвенция о правах ребенка;
2) Закон об образовании РФ;
3) Конституция РФ.
4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»
Закон об образовании РФ предусматривает :
1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования - обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи - это право.
2) Обнародование Стандарта в 2013 году.
4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;
5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ;
6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;
7) Закреплены права и обязанности родителей - приоритет по воспитанию за семьей.
Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.
ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .
До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 - к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.
Основные понятия ФГОС ДО:
1) Единство образовательного пространства:
Обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ;
2) образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)
3) развивающая предметно-пространственная среда;
4) социальная ситуация развития.
Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?
2 группы требований:
К структуре ООП;
К условиям реализации ООП;
10 образовательных областей;
80%- обязательная часть программы;
20% - вариативная
ФГОС ДО
3 группы требований
К структуре ООП;
К условиям реализации ООП;
К результатам освоения ООП
5 образовательных областей:
Физическое развитие
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ;
Речевое развитие
60%- обязательная часть программы;
40% - вариативная
Нестандартный «Стандарт»
3 группы требований
К структуре ООП;
К условиям реализации ООП;
К результатам освоения ООП
В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.
Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:
1) Пространственно-временные- пространство и игрушки;
2) Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
3) Деятельностные - детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.
Главное условие - численность детей в группе.
Какие же требования предъявляются к условиям :
1) Психолого-педагогические;
2) Кадровые;
3) Материально-технические;
4) Финансовые;
5) К предметно-развивающей среде.
Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.
Оценка профессиональной деятельности педагога :
Динамика развития интегративных качеств педагога;
Положительное отношение ребенка к детскому саду;
Высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
Требования к результатам освоения программы:
Основной результат - это социализация детей.
1) Результат социализации;
2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.
ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) .
Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров :
* Инициативность
* Самостоятельность
* Уверенность в себе
* Воображение
* Физическое развитие
* Волевые усилия
* Любознательность
* Интерес ребенка.
Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.
Что же будет оцениваться :
1) Педагогический процесс;
2) Условия (социальная ситуация развития) ;
3) Педагогические кадры.
Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.
Требования к структуре ООП.
ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация - набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.
ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.
ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.
Примерная программа - учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.
1) Варианты сетки занятий;
2) Парциальные программы;
3) Формы планирования;
4) Режим дня, жизнедеятельности;
5) Методическое обеспечение;
6) Учебный план;
7) Мониторинг.
Готовность ДОО к введению ФГОС ДО
1) Разработана и утверждена ООП ДОО;
2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;
3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;
4) Определен перечень парциальных программ;
5) Разработаны локальные акты;
6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;
7) План методической работы к введению ФГОС ДО;
8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;
9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.
.
Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО
Теоретическая основа работы
Актуальность ФГОС в дошкольном образовании
Кризис в системе образования в России на всех уровнях.
Несоответствие уровня дошкольного образования современным требования общества
Изменение целей и приоритетов в образовании в соответствии с новыми требованиями информационного общества.
Что такое ФГОС ДО?
ФГОС ДО –это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию
ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования.
«Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства».
Дошкольное образование выступает как институт социализации и индивидуализации.
Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ДО:
Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 000н
Принципы стандарта:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
сотрудничество учреждения с семьей;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие методов, требований, условий возрасту и особенностям развития)
учет этнокультурной ситуации развития детей .
Стандарт и его основные цели:
повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение государством равенства для каждого ребенка в получении качественного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Задачи стандарта:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, нации, социального статуса, психофизиологических и др. особенностей.
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Ребенок как субъект отношений сам с собой, другими детьми, взрослым и миром.
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Три группы требований:
к структуре
условиям
результатам освоения ООП ДО
Программа состоит:
Обязательная часть (60%)
Формируемая участниками образовательных
отношений (40%)
Образовательные области: (5)
социально-коммуникативное развитие , речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
ООП в ФГОС включает три основных раздела и дополнительный.
Целевой раздел включает: Пояснительная записка;Планируемые результаты освоения программы.
Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения… .
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
ФГОС ДО гласит, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Практическая основа работы.
Задачи работы:
Первый этап работы:
1. Изучение Приказа - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 000 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Изучение интернет - ресурсов;
Создание презентации;
II этап Аналитический
Организация работы на данном этапе
III этап: Формирующий этап:
Заключительный этап:
Цель: Обеспечение перехода педагогов ДОУ на реализацию ФГОС, ориентация на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой.
Задачи работы:
Определение степени готовности педагогов к переходу на ФГОС. Выявить представления педагогов о ФГОС ДО.
Проектирование системы работы с педагогами ДОУ по актуальным проблемам в соответствии с ФГОС с учетом потребностей ДОУ:
рассматривание целей и задач дошкольного образования;
анализ методического обеспечения с позиций требований к реализации ФГОС в ДОУ;
организация развивающей предметно-пространственной среды;
расширение возможностей личностного саморазвития и самореализации педагогов
Определение результативности проведенной работы и перспективы деятельности по подготовке педагогов к внедрению ФГОС в ДОУ.
Первый этап работы:
Цель: первичная подготовка педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС: прохождение старшим воспитателем курсов ГОУ ДПО НИРО, изучение нормативных документов и методической литературы, обсуждение первых выявленных проблем и противоречий.
1. Изучение Приказа - Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. № 000 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Организация работы на данном этапе
Изучение интернет - ресурсов;
Изучение и оформление нормативных документов;
Создание презентации;
Оформление информационного стенда «ФГОС в ДОУ».
II этап Аналитический
Цель: Определение степени готовности педагогов к переходу на ФГОС. Выявить представления педагогов о ФГОС ДО.
Организация работы на данном этапе
Разработка и анализ диагностических карт для педагогов;
Анкетирование педагогов «Выявление представлений педагогов о ФГОС ДО» Приложение 1
Анализ анкетирования «Выявление представлений педагогов о ФГОС ДО»
III этап: Формирующий этап:
Цель: повышение профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС ДО; развитие способности к рефлексии собственной деятельности – обязательного условия саморазвития личности.
Организация дифференцированной работы на данном этапе
Консультация с презентацией для всех педагогов «ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования
Консультация для молодых специалистов -«Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС».
Методический час «Обновление предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОУ»
Самоанализ организации предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО в разных возрастных группах
Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования»
Индивидуальные консультации (по запросам педагогов)
Методические часы «Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы. Целевые ориентиры»
Выдержка Деловая игра для педагогов «Знатоки ФГОС дошкольного образования» см. Приложение 2.
Заключительный этап:
Цель: Повторный анализ готовности педагогов к введению и реализации ФГОС, анализ итогов методической работы в условиях введения ФГОС в ДОУ.
Наталия Шестерикова
Отличительные особенности ФГОС и ФГТ
Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. И, конечно,между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые. Рассмотрим,в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО .
Во-первых,ФГТ состоит из двух частей-требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. ФГОС отличается от ФГТ тем ,что в нем представлены еще и требования к результатам освоения основных образовательных программ.
В ФГТ выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Во-вторых,отличительные особенности ФГТ от ФГОС просматриваются в требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДО. Основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности по ФГТ являются 4 направления : познавательно-речевое, социально-личностное, художественно- эсте- тическое, физическое(10 образовательных областей) .В ФГОС содержание програм- мы дошкольного образования должно охватывать следующие образователь- ные области : коммуникативно-личностное развитие, познавательное, речевое развитие,художественно-эстетическое и физическое развитие.
Из вышесказанного следует, что ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию,а ФГТ на саму общественность (социализацию) .
Изменено соотношение частей программы. Объем обязательной части Программы по ФГТ должен составлять не менее 80% от общего объема,а часть,формируемая учас- тниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. В то время, как объем обязательной части Программы по ФГОС – 60% , а часть,формируемая участниками образовательного процесса – 40%.
ФГТ, можно сказать,переходят в основную часть образовательной прог-раммы.
Можно сделать вывод, что Программа по ФГОС в большей мере ориентируется, в отличие от ФГТ ,на специфику национальных, социокультурных, экономических,климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;поддержку интересов педагогических работников Организации; на сложившиеся традиции Организации (группы) .
3. Изменилась структура основной образовательной программы по ФГОС . Она включает три основных раздела :1. целевой 2. содержательный 3. организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть,формируемая участниками образовательного процесса. Дополнительно введён раздел «Презентация програм- мы» .По ФГТ :обязательная часть :Пояснительная записка,режим пребывания детей, содержание по областям,результаты освоения ОП,система мониторинга. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
В-четвёртых,в ФГТ определены конкретные характеристики и качества личности (интегративные качества,желательные для идеального социального портрета ребенка дошкольника. Они являются объектом мониторинга. Осуществляется оценка результатов основной Общеобразовательной программы и качества деятельности. Выделяются текущие (промежуточные) результаты освоения программы и итоговые.
В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования):
Инициативность
Самостоятельность
Уверенность в себе
Воображение
Физическое развитие
Волевые усилия
Любознательность
Интерес ребенка.
Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников. Программа по ФГОС предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития,позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе :
Коммуникации со сверстниками и взрослыми
Игровой деятельности
Познавательной деятельности
Проектной деятельности
Художественной деятельности
Физического развития
Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических,интеллектуальных, личностных качеств, формирование пред- посылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребёнка,его всестороннего личностного морально-нрав -ственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей , сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.