Диета и питание        09.03.2019   

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам. Подготовительная группа

«В лес за грибами и ягодами»

Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах;
продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;
учить быть осторожными с неизвестными грибами и ягодами;
воспитывать бережное отношение к природе;
способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Материал: слайды; варенье (малиновое, земляничное, черничное) в блюдцах; разовые ложки по количеству детей.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята сегодня я хочу пригласить вас в лес за грибами и ягодами.

Ну что согласны? (Да)

Что возьмем с собой? (Корзинку)

А что еще возьмем с собой? (Ножик, чтобы срезать грибы) Правильно.

Я предлагаю поехать в лес на поезде.

Представьте, что к платформе подали поезд с очень маленькими вагонами. В каждом может ехать только один человек.

Сколько вагонов должно быть в поезде? (Столько же, сколько детей)

Садимся в поезд. (Его можно сделать из стульев)

Кто едет в первом вагоне? Кто в последнем? Кто после Алеши? А перед Машей? Между Сережей и Ирой?

Отправляться в лес надо очень рано. Говорят: «Кто рано встает, тот гриб берет, а сонливым да ленивым идет после за крапивой» («Крепко поспал – гриба не видал»)

Приехали. Входим в лес.

Появляется на мультимедийной доске картинка осеннего леса

Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев.

Дети ходят по группе, изображая сбор грибов.

Вот возле березы стоит грибок.

Появляется на мультимедийной доске картинка подберезовика

Я родился в день дождливый

Под березой молодой

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой длинной и прямой.

Что за гриб? (Подберезовик) Как вы догадались? (Ответы детей)

А вот недалеко еще один (Появляется на мультимедийной доске картинка белого гриба)

Наверное, тоже подберезовик? Посмотрите.

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

Что за гриб? (Белый гриб)

Давайте сравним белый гриб и подберезовик.

Чем они похожи? (Ответы детей)

Чем отличаются? (Ответы детей)

А почему его называли белым, ведь шляпка – то коричневая? (Если отломить кусочек ножки, то можно увидеть, что мякоть у этого гриба белая.)

Что это за грибы? (Люди назвали их лисичками.)

Как вы думаете почему?

Посмотрите, сколько грибов в нашем лукошке? Назовите их. Давайте еще побродим по лесу, может быть, найдем еще грибы.

(Появляется на мультимедийной доске картинка мухомора)

Вот стоит красавец! Вы знаете этот гриб? Для людей он ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечится. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что – то не нужно человеку, это может быть необходимо кому –то другому.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай не мешкай!

Это … (сыроежки)

Шляпки сыроежек бывают всех цветов радуги. Они как цветы, рассыпаны по всему лесу. А название грибов обманчивое. Ни в коем случае их нельзя есть сырыми!

Устали мы, гуляя по лесу. Давайте сядем, отдохнем и вспомним главное правило грибников!

(Собирать можно только известные съедобные грибы!)

И еще запомните:

Ядовитые грибы обходим стороной, не топчем их.

Собирая грибы, срезаем их ножом.

А что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные)

Вот какие подарки приготовил нам лес!

Физминутка

Мы с лесной поляны вышли,

Поднимаем ноги выше –

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас мы сядем, отдохнем,

А потом опять пойдем.

Что еще дарит нам лес? (Ягоды)

Отгадайте что это за ягода?

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица (земляника)

Появляется на мультимедийной доске картинка земляники

Весной на кустах земляники появляются белые цветочки. Через некоторое время вместо них уже можно увидеть молодые зеленые ягоды. Растет земляника на солнечных полянках, тени не любит. Ягоды на солнце краснеют, поспевают. Это бывает летом.

А можно есть зеленые ягоды? (Нет) Почему? (Можно отравиться)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи. (Малина)

А когда поспевает малина? (Летом)

Появляется на мультимедийной доске картинка малины

Послушайте, а про какую ягоду эта загадка.

Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

Черна, сладка, мала

И ребятам мила.

(Черника)

Появляется на мультимедийной доске картинка с черникой

Как вы думаете почему эту ягоду так назвали?

Ребята ягоды надо собирать очень аккуратно, чтобы не повредить кустики, иначе на следующий год их не будет.

И еще запомните. Ягоды никогда не собирайте все до одной – оставьте часть зверям и птицам. Которые тоже ищут корм в природе.

Что можно приготовить из ягод? (Варенье, компот)

Как называется варенье из земляники? (Земляничное)

А из черники, малины? (Ответы детей)

Д/игра «Узнай на вкус»

Детям предлагается по вкусу определить и назвать варенье.

Ну что устали? Но уже нам надо отправляться опять в детский сад.

Давайте закроем глазки повернемся вокруг себя. Вот мы и опять в нашем садике.

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам.(подгот.группа)

ТЕМА: «ОВОЩИ».


Задачи: образовывать множественное число существительных;
ласкательными суффиксами;

и ритмом речи;

Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для игры «Где чья тень?»
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА»
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.)
(Отряхивают руки.)
2. Введение в тему. (картинки с изображением овощей)
Какие ещё овощи вы знаете?
Где растут овощи? (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)
3. Игра «Подбери признак»

Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка
5. Игра «Один- много»
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны



3раза.)

7. Игра «Назови сок, салат».
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Суп из гороха- гороховый
8. Игра «Где чья тень?»(найти тени овощей)


Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку, тянем сочную…морковку.

ТЕМА: «ОВОЩИ».


Задачи: -учить изменять существительные по падежам;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- учить составлять простые предложения;
-развитие внимания, памяти, мышления.
рассказа, мяч.
Ход занятия:
(картинки с изображением овощей)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)

Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)

Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
солёные.(огурцы)

Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)
2. Игра «Чего не стало»
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
глаза. Чего не стало?)
3. Игра «Подбери признак»
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
4. Составление простого предложения (с опорой на картинку).
Например: «У меня зеленый огурец» и т.п.
5. Игра «Назови сок, салат».
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
6. Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем («Таскают»)
И картошки накопаем. («Копают»)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко («Рвут»)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
Например: «Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.»
Анализ рассказов.
8. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Капуста, морковь, яблоко, чеснок.
Огуречный, апельсиновый,морковный,тыквенный.

ТЕМА: «ФРУКТЫ».

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: -образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить согласовывать существительные с числительными;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ».


начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Угостим честной народ.

2. Введение в тему. (Картинки с изображением фруктов).
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом (фрукты).
Какие ещё фрукты вы знаете?
Где растут фрукты? (на деревьях, на кустарниках; в жарких странах, в нашей местности; в садах).
3. Игра «Подбери признак»
Груша (слива) - (какая?) – вкусная, полезная, мягкая, зелёная, овальная, сладкая, сочная, крупная, мелкая….
Банан (лимон, персик, апельсин)- (какой?) – вкусный, кислый, жёлтый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий,….
Яблоко (какое?)- сочное, сладкое, спелое, твёрдое,….
4. Игра «Большой- маленький»
Яблоко – яблочко лимон – лимончик
Апельсин – апельсинчик банан – бананчик
Абрикос – абрикосик мандарин – мандаринчик
Слива – сливочка(сливка) груша – грушка

5. Игра «Один- много»
Яблоко – яблоки лимон – лимоны
Апельсин – апельсины банан – бананы
Абрикос – абрикосы мандарин – мандарины
Слива – сливы груша – груши
Персик – персики фрукт - фрукты


На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.

7. Игра «Посчитай фрукты».
Один лимон, два лимона,…пять лимонов (апельсин, банан, персик,
абрикос).
Одна груша, две груши,…пять груш (слива).
Одно яблоко, два яблока,…пять яблок.
8. Игра «Догадайся что я хочу сок или варенье.»
Я хочу яблочный….
Я хочу яблочное….
Я хочу грушевый….
Я хочу грушевое….
Я хочу абрикосовое….
Я хочу абрикосовый….
Я хочу апельсиновый….
Я хочу персиковое….
Я хочу сливовое….
Я хочу банановый….
9. Игра «Что приготовим?».
Из лимона – лимонный сок;
Из банана – банановое пюре;
Из яблока – яблочное повидло;
Из груши – грушевый компот (апельсин, персик, слива).
Из фруктов – фруктовый салат.
Чего больше яблок или помидор?

ТЕМА: «ФРУКТЫ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить составлять рассказ-описание(по схеме);
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок. (картинки с изображением
фруктов)
Очень любят обезьяны кушать спелые …(бананы)

Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

Спелый, сочный, ароматный я на яблоко похож.
Если по полам разрежешь, внутри ты косточку найдешь.(персик)

На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

У нас «фамилия» одна: цитрусовых мы семья.
Я апельсина младший брат, я витаминами богат. (мандарин)

2. Игра «Чего не стало»
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом. (фрукты)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)

3. Игра «Угадай про какой фрукт я говорю»
Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная.(груша)
Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный.(лимон)
Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (яблоко)
Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный.(банан)
Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая.(слива)
Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный.(апельсин)

4. Игра «Угостим зверюшек».
Дети по очереди угощают зверюшек фруктами.«Я дам яблоко мишке» (зайке, слоненку,….).

5. Игра «Что приготовим?»(по картинкам)
Дети по очереди говорят, что приготовят.
«Я приготовлю яблочный сок. Я приготовлю яблочное варенье.
Я приготовлю грушевый компот. Я приготовлю грушевое варенье.
Я приготовлю абрикосовое варенье. Я приготовлю абрикосовый сок.
Я приготовлю апельсиновый сок. Я приготовлю персиковое варенье.
Я приготовлю сливовое варенье. Я приготовлю банановый сок».
6. Физкультминутка.(импровизация движений в такт стихотворения)
На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.
7. Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ».
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат
Фруктов нужно много. Вот: «ковшиком», указательным
пальцем правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному
начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.

8. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: «Это лимон. Он желтый. Лимон растет на дереве. Он кислый, овальный. Лимон полезный. Его кладут в чай. Из лимона можно приготовить лимонный сок».
Анализ рассказов.
9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Яблоко, помидор, лимон, банан.
Слива, груша, персик, огурец.
Груша, банан, лимон, яблоко.

ТЕМА: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

Цель:- расширение и активизация словаря.

ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление понимания и практическое употребление в речи
предлогов;
- закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать»

Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
начиная с большего.)

большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
2. Введение в тему. Игра «Прогулка в лес». (Картинка с изобр. леса.)
Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. «Кого ты увидишь в лесу?» или «Что ты увидишь в лесу?»
Дети отвечают: «Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды».
Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.
Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.
3. Игра «Большой- маленький»

Лист- листочек птица- птичка
Цветок- цветочек ветка- веточка.
4. Игра «Один- много»
Гриб- грибы ягода- ягоды
Дерево- деревья куст- кусты
Лист- листья птица- птицы
Цветок- цветы ветка- ветки
Сук- сучья ствол- стволы.

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,


6. Игра «Что приготовим?».
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье
7. Игра «Что это?»(закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).
8. Игра «Мозаика» (из 6 треугольников выложить гриб).
9. Игра «Кто, где, откуда» (ответы на вопросы по картинке).
Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
На поляне у дубка крот увидел два грибка,
А подальше, у осин, он нашел ещё один.
Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

ТЕМА: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить образовывать существительные род. падежа;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать»;
- обучение пересказу;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Игра «Подскажи словечко».
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются»,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу.)
2. Игра «Чего в лесу много?» (составление предложений)
Например: «В лесу много грибов. В лесу растут грибы».
Гриб- грибы - много грибов ягода- ягоды –много ягод
Дерево- деревья - много деревьев куст- кусты – много кустов
Лист- листья- много листьев опенок - опята – много опят
Цветок- цветы- много цветов ветка- ветки – много веток.
3. Игра «Что приготовим?» (по картинкам)
Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я сварю из малины малиновое варенье.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

4. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Обучение пересказу. Я.Тайц «По грибы».
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?
- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.
Анализ рассказов.
6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- подбирать прилагательные к существительному;
- согласование существительных с числительными;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

2. Введение в тему.
Какое сейчас время года? (осень)
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени? (дождь, листопад, холод, ветер, овощи, фрукты, грибы).
3. Игра «Большой - маленький»
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны. В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково. И мы будем говорить ласково.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка
4. Игра «Один - много»
Гриб - грибы ягода - ягоды
Дерево - деревья куст - кусты
Лист - листья лужа - лужи
Дождь - дожди ветка - ветки
Сук- сучья туча - тучи.
5. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)
5. Игра «Наоборот»

6. Игра «Подбери признак».
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…
7. Игра «Назови лист» (по картинкам).
Березовый, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, осиновый,…
8. Игра «1, 2, 5»
Один дуб, два дуба, пять дубов;
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип;
(сосна, калина, осина)
9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра «Четвертый лишний».
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа.

ТЕМА: «ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить распространять предложения прилагательными;
- учить составлять рассказ по картине с опорой на схему.
- учить образовывать существительные род. падежа;
- учить подбирать слова- антонимы;
- развивать мелкую моторику, внимание, мышление.
Оборудование: картина с изображением осени, фланелеграф, картинки для фланелеграфа, опорные картинки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Когда это бывает? (Осенью)
Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2. Игра «Чего не стало?»
(картина на фланелеграфе).

3. Игра «Что изменилось?»
(картина на фланелеграфе).

4. Игра «Наоборот»
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые - сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный

5. Распространение предложений прилагательными.
Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.
Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.
Дует ветер. Дует сильный, холодный ветер.

6. Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)
8. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)

9. Составление рассказа по картине с опорой на схему.
Наступила холодная осень. Небо осенью серое, хмурое, часто идет мелкий дождь. Дует холодный ветер. Листья желтеют и опадают на землю. Трава сохнет и чернеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень потому, что осенью красивые деревья.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

ТЕМА: «ИГРУШКИ».


Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание;
- выполнять и оречевлять 1-2х ступенчатую инструкцию.


Ход занятия:


И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.

2. Введение в тему. (картинки с изображением игрушек, игрушки)
Что считали в пальчиковой гимнастике? (игрушки)
Назовите свою любимую игрушку.
Всем хочется чтобы игрушек было много?
Давайте поиграем.
3. Игра «Один- много»
Мяч – мячи слон – слоны
Машина – машины кукла – куклы
Уточка – уточки мишка – мишки
Зайчик – зайчики кубик – кубики
Матрешка – матрешки совок – совки
Барабан – барабаны ведро – ведра
4. Игра «Большой - маленький»
Игрушек стало много, а теперь назовем их ласково.
Мяч – мячик - мячики слон – слоник - слоники
Машина – машинка - машинки кукла – куколка – куколки
Утка - уточка – уточки самолет – самолетик- самолетики
Заяц - зайчик – зайчики ведро- ведерко - ведерки
Матрешка – матрешечка- матрешечки совок – совочек - совочки

5. Игра «Что из чего».
У Незнайки много игрушек, но он не знает, из чего они сделаны. Игрушки сделаны из разного материала. Поможем Незнайке.
Кто знает из чего делают игрушки? (из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги,…).
Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)
Если игрушка сделана из железа, она какая? (железная)
Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
Если игрушка сделана из резины, она какая? (резиновая)
Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)
Если игрушка сделана из плюша, она какая? (плюшевая)
Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная)

6. Физкультминутка «Мячик».
. бы удары по мячу)

Прыгают, как мячики.

7. Игра «Сделай, что скажу, и скажи, что сделал».
- Катя возьми машинку со стола, и отдай её Тимуру.
- Что ты сделала?
- Тимур, что ты сделал?
- Алина возьми куклу со стола, и отдай её Жене.
- Что ты сделала?
- Женя, что ты сделал?
- Никита возьми мяч со стола, и отдай его Грише.
- Что ты сделал?
- Гриша, что ты сделал?
- Паша возьми мишку со стола, и отдай его Лере.
- Что ты сделал?
- Лера, что ты сделала?
- Вова возьми зайчика со стола, и отдай его Ульяне.
- Что ты сделал?
- Ульяна, что ты сделала?
- Кирилл возьми цыпленка со стола, и отдай его Ане.
- Что ты сделал?
- Аня, что ты сделала?

8. Игра «Какой, какая,какие»
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые….

9. Игра «Мой, моя, моё, мои».(по картинам)
Мой - мяч, самолет,….
Моя – кукла, машина,….
Моё – ведро,….
Мои – игрушки, кубики, куклы,….
10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
«Помоги Андрюшке».
Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.
Вместе с лисой – зайка с косой.
Следом за ними – еж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка?

ТЕМА: «ИГРУШКИ».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного падежа;
- дифференцировать предлоги на, под;
- закрепление умения подбирать прилагательные к
существительным;
- учить составлять предложения по образцу;
- учить составлять рассказ - описание;
-развивать внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением игрушек, мяч, игрушки.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «ИГРУШКИ»
На большом диване в ряд, (попеременно хлопаютв ладоши и
Куклы Катины сидят: стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопаютв ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками).
Отгадывание загадок.
Ростом мал да удал от меня ускакал. (мяч)
В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица – для маленькой темница.
Красные щечки, пестрые платочки.
Хлопают в ладошки веселые ….(матрешки)
Когда апрель берет свое и ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё, а она – через меня. (скакалка)
Сегодня все ликуют: в руках у детворы
От радости танцуют воздушные …(шары)
Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все сначала начинаю. (конструктор)
2. Игра «Чего не стало?»
(картина на фланелеграфе).

3. Игра «Какой, какая, какие»
Скажем, какие у нас игрушки.
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые, резиновые, деревянные….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) - красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый,…

4. Игра «Что из чего».(составление предложений по образцу)
Игрушки сделаны из разного материала.
Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная.
Машинка сделана из железа, значит она железная.
Кубик сделан из пластмассы, значит он пластмассовый.
Мяч сделан из резины, значит он резиновый.
Самолетик сделан из бумаги, значит он бумажный.
Мишка сшит из плюша, значит он плюшевый.
Собачка сделана из стекла, значит она какая? (стеклянная)

5. Игра «Где игрушки»
(составление предложений по демонстрируемому действию)
Кубик на столе, а машина под столом.
Кукла на столе, а матрешка под столом. И т. п.

6. Физкультминутка «Мячик».
Раз, два, прыгай, мячик. (взмахи правой ладонью, как
бы удары по мячу)
Раз, два, и мы поскачем. (ритмичные прыжки на
Девочки и мальчики носочках, руки на поясе)
Прыгают, как мячики.

7. Игра «1, 2, 5»
Один мяч, два мяча, пять мячей. (слон, кубик, совок, барабан, зайчик,
мишка)
Одна машина, две машины, пять машин. (кукла, уточка,
матрешка)
одно ведро, два ведра, пять ведер.

8. Составление описательного рассказа.
Это - кукла Маша. У куклы есть голова, светлые волосы, синие глазки, черные ресницы и брови. Есть туловище, руки и ноги. На ней белое платье и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С
куклой нужно обращаться аккуратно.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

ТЕМА: «НАШЕ ТЕЛО»

Цель: - расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать слова – антонимы;
- практическое употребление в речи предлога на;
- учить употреблять в речи притяжательные местоимения;
- развивать мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением человека, мяч, картинки, кукла, доктор Пилюлькин.

Ход занятия:
1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика(повторение ранее заученных).

2. Введение в тему.
В гости пришел доктор Пилюлькин. Он познакомит нас с теми частями
тела, которые мы еще не знаем.
Это (голова). Что на голове? (На голове волосы, лицо, уши.)
Что на лице? (глаза, нос, рот, щеки, подбородок, брови).
Что на руке? (пальцы, ногти, локоть)
Что на ноге? (колен, пятка, пальцы, ногти).
Что на туловище? (живот, грудь, спина, бедра).

3. Игра «Один - много»
Доктор вылечил много людей, значит, он вылечил не один нос, рот….
Доктор лечил глаз – глаза нога - … рот – рты
нос - … рука - … лоб- …
ухо - … палец - … живот - …

4. Игра «Что у тебя, а что у куклы?»
У тебя лицо, а у куклы личико.
У тебя уши, а у куклы ушки.
У тебя глаза, а у куклы глазки.
У тебя нога, а у куклы ножка.
У тебя щека, а у куклы щечка.
У тебя живот, а у куклы животик.
У тебя лоб, а у куклы лобик.
У тебя нос, а у куклы носик. И т. д.

5. Игра «Наоборот» (по картинкам).
Девочка высокого роста – (девочка низкого роста).
Волосы темные – (волосы светлые).
Волосы длинные – (короткие)
Волосы кудрявые – (прямые)

Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
Веселый - грустный.

6. Физкультминутка.

7. Игра «Мой, моя, моё, мои».(по картинам)
Мой – (лоб, нос и т.д.) Моё – (лицо, тело и т.д.)
Моя – (рука, спина и.т.д.) Мои – (ноги, уши и т.д.)

8.Игра «Найди ошибку».
Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают.
Ногами хлопают, а руками топают.
Ногтями берут, а руками царапают.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Что понравилось?

ТЕМА: «НАШЕ ТЕЛО».

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - усвоить категории родительного падежа;
- учить согласовывать существительных с числительными;
- учить подбирать существительные к прилагательным;
- учить пересказу;
- обучать отгадыванию загадок;
-развивать внимание, мышление.

Оборудование: цифры, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Отгадывание загадок.
Живут через дорожку, а друг друга не видят. (глаза)

Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (нос)

Если б не было его, не сказали б ничего.(язык)

Пять братьев вместе родятся, а росту разного.(пальцы)

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги)

Один говорит, двое смотрят и двое слушают. (язык, глаза, уши)

2. Игра «Чего не видно?» (части лица и тела закрывают)

3. Игра «Про что можно сказать…»
Маленький – носик, ротик, пальчик.
Маленькая – ручка, ножка, головка.
Маленькое – ушко.

4. Игра «1, 2, 5»
Один нос, два носа, пять носов. (глаз, рот, палец)
Одна щека, две щеки, пять щек. (рука, нога, голова)
Одно ухо, два уха, пять ушей.

5. Физкультминутка.
Левой ручкой – по плечу, правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки, вот и кончилась зарядка.
Игра «Ухо, нос, рука…» (показать, что называют).

6. Пересказ рассказа «Для чего руки нужны» (Е. Пермяк)
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как–то дедушка вн

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи, учить состав­лять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить употребление предлогов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением ягод, мяч, наглядная схема для составления описательного рассказа, цветные

1. Организационный момент.

Игра «Отгадай загадку»

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Я красна, я кисла,

На болоте росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Черника)

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица. (Земляника)

2. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.

3. Упражнение «Лесенка»

Давайте в лесу тихонько будем петь. ААА, УУУ.

4. Игра «Чего в лесу много?» (составление предложений)

Давайте скажем чего в лесу много. Например: «В лесу много грибов. В лесу растут грибы».
Гриб – грибы – много грибов;

Ягода – ягоды – много ягод;
Дерево – деревья – много деревьев;
Лист – листья – много листьев;

5. Упражнение «Запомни и повтори»

Сейчас я назову вам слова, а вы постараетесь их запомнить и повторить.

Гроза, тучи, дождь.

Осень, ветер, листопад.

Лес, ягоды, поляна.

Черника, малина, земляника.

6. Игра «Что приготовим?» (по картинкам)

Из ягод можно приготовить: компот, варенье, сок, желе, морс.

Что вы приготовите из ягод?

Я приготовлю из малины малиновое желе.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничный компот.

7 . Физкультминутка «По ягоды»
С веток ягоды снимаю Действия выполнять по тексту.

И в лукошко собираю.

Ягод - полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

А потом еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

8. Игра «Чего не стало?»

Посмотрите на картинки. Назовите эти ягоды. Сейчас я уберу одну картинку, а вы скажете, чего не стало.

9. Составление описательных рассказов по плану.

Как называется?

Где растет?

Какая на вид, на вкус?

Что из нее готовят?

10. Работа в тетрадях

Дети выполняют штриховку ягод.

11. Итог занятия .

Вспомнить о чём говорили.

Светлана Пучко
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста «Ягоды»

Задачи :

1. Уточнить представление о ягодах .

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Оборудование : мультимедиа, презентация по теме «Ягоды » , картинки с изображением различных ягод , раскраска «Клубника» , цветные карандаши : красный, зеленый; карточки – задания для исключения четвертого лишнего, мяч, шкатулка, магнитная доска.

Ход занятия.

Логопед : Здравствуйте ребята! Сейчас я прочитаю вам стихотворение, будьте внимательны, в нем скрывается название ягоды .

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

есть лимоны, апельсины,

Киви, сливы, мандарины.

Но купили мы арбуз –

Это самый лучший груз.

Логопед : О какой ягоде говорится в этом стихотворении, как она называется?

Дети : Арбуз.

Логопед : Давайте проверим ваш ответ, картинка с правильным ответом находится в этой шкатулке (она стоит на столе) .

Дети открывают шкатулку и достают картинку с изображением арбуза.

Логопед : Ответ верный, это арбуз. А что мы можем сказать про эту ягоду . Она какая?

Ответы детей : сладкая, вкусная, сочная, большая.

Логопед : Но в природе встречается ещё много вкусных ягод . И сегодня мы с вами поговорим о разнообразии «ягодного царства » . Давайте рассмотрим следующие картинки с изображением ягод . (Презентация)

Рассматриваем картинки с изображением ягод , называем их, проговариваем какие они на вкус, где растут (малина, ежевика, крыжовник, вишня и т. д.) .

Логопед : Ребята, давайте сравним эти ягоды по цвету . (Составление сложносочиненных предложений с союзом «а» ). (Презентация)

Дети : Малина красная, а ежевика черная; земляника красная, а крыжовник зеленый; черника черная, а облепиха желтая.

Логопед : Правильно, молодцы!

Логопед : А теперь послушайте загадку про другую ягоду .

В жаркий солнечный денек,

На грядке вспыхнул огонек,

Ты не бойся, посмотри – ка,

Что за ягодка ?

Дети : Клубника.

Логопед : Правильно, клубника.

Логопед : Чтобы приступить к следующему заданию, нам нужно размять пальчики. (Гимнастика для пальчиков) .

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать ,

Надо глубже приседать.

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу . Растираем большой палец левой руки правой рукой,

Растираем указательный палец левой руки правой рукой,

Растираем средний палец левой руки правой рукой,

Растираем безымянный палец левой руки правой рукой,

Растираем мизинец левой руки правой рукой,

Сгибаем пальцы в кулики и разгибаем.

Повторить гимнастику для другой руки.

Логопед : У вас на столе лежат листы бумаги с изображением клубники. Необходимо обвести рисунок по контуру и заштриховать горизонтальными линиями цветными карандашами.

Дети выполняют задание.

Педагог вывешивает рисунки на магнитную доску. На ней могут располагаться и другие изображения ягод (малина, арбуз) .

Логопед : Пара нам ножки размять. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять, (Ходьба по кругу)

В лес идем мы погулять. (Ходьба на месте, махи руками.)

За черникой, за малиной, (Приседание чередуем с наклонами)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем. (Ходьба)

Дети подходят к магнитной доске.

Логопед : А теперь, давайте посчитаем ягоды (на магнитной доске) .

Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных с существительным) .

Дети считают (одна клубника, две клубники … пять клубник) .

Дидактическая игра «Назови ласково»

Логопед : Я вижу у нас много разных ягод , но они разные по величине большие и маленькие. Давайте назовем маленькие ягоды ласково (словообразование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов).

Дети : Малина – малинка, клубника - клубничка, арбуз – арбузик, …

Логопед : Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Вы знаете, что из ягод можно сварить вкусный компот. Мы компот варить будем только из ягод , а лишнее исключим.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» .

Детям раздаются карточки (или рассматривают картинки на мониторе, где нужно исключить лишнее.

Ответы детей .

Логопед : А ведь из этих ягод можно приготовить не только компот, но и много других вкусных блюд, например : варенье, пудинг, суфле, джем, желе, пирог, торт и т. д.

Логопед :

«Вот какие повара!»

Есть черника, земляника,

Ежевика и брусника.

Стоит лишь поговорить,

Что из ягод нам сварить .

Давайте поиграем в игру повара. Дидактическая игра с мячом «Повара» (образование относительных прилагательных) .

Логопед : Я буду бросать вам мяч, и начинать предложение. Вы будете ловить мяч , и заканчивать предложение.

Логопед : Из черники можно приготовить.

1-й ребенок :. черничное варенье.

Логопед : Из малины можно приготовить.

2-й ребенок :. малиновую пастилу.

Логопед : Из земляники можно сварить.

3-й ребенок :. земляничный джем.

Логопед : Из ежевики можно сварить.

4-й ребенок :. ежевичное повидло. (И т. п.)

Логопед : Вот сколько лакомств, можно приготовить из ягод .

Логопед : Ребята, теперь мы много знаем о ягодах , и можем о них рассказать.

Дидактическая игра «Забывчивый покупатель» Составление описательного рассказа по плану.

Где растет?

Какого цвета?

Какой формы, размера?

Какой на вкус?

Что можно из него приготовить?

Ответы детей .

Итог занятия .

Логопед : Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего ? Что нового вы узнали? Оцените, какое настроение у вас после занятия (эмоциональное состояние, подняв карточку с изображением эмоции радость, грусть, удивление)

Литература.

1. О. И. Крупенчук. Пальчиковые игры. С-П. «Литера» 2012 г.

2. З. Е. Агранович Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР . С-П. «Детство – Пресс» , 2013 г.

3. Интернет ресурс http://logoportal.ru

4. О. Н. Лиманская Конспекты логопедических занятий . М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста «Автоматизация звука [р]» МБДОУ №57 г. Ковров, Владимирская область Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста: "Автоматизация.

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Желания Золотой рыбки» Цель: формирование и развитие связной, грамматически правильной речи у детей с ЗРР. Задачи: Образовательные –учить состовлять предложения.

Конспект логопедического досуга для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Посуда» Цель: уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана; Задачи: 1. Развивающие: уточнить.

Конспект логопедического занятия на сюжетной основе для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Звук [п]. Буква П» Тема: «Звук П, и буква П» Цель: развитие простых форм звуко-буквенного анализа на материале обратных слогов и знакомства с со звуком и буквой.

Цель: познакомить детей со звуком [ш], с буквой Ш. Задачи: Коррекционно – развивающие: 1) отработать четкое произношение звука [ш] в слогах,.