Норма АД        22.06.2023   

Понятие о предмете и краткая история развития лечебной физкультуры. Лечебная физкультура Что означает лфк

Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК)

Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации состоит по сути в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения. Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки физическими упражнениями, который пронизывает весь ход лечения и реабилитации.

Суть тренировки в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды.

В лечебной физкультуре различают общую и специальную дозированную тренировку. Общая тренировка применяется для оздоровления, укрепления и общего развития организма, при этом используются общеукрепляющие и общеразвивающие физические упражнения. Специальная тренировка применяется для развития функций и восстановления органа, вовлеченного в патологический процесс. Здесь применяются специальные упражнения, которые непосредственно влияют на пораженную систему, больной орган, травматический очаᴦ.

В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:

1. Индивидуальный подход к больному. Необходимо учитывать возраст, пол и профессию пациента͵ его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.

2. Сознательность. Стоит сказать, что для наиболее эффективного применения физических упражнений крайне важно сознательное и активное участие самого больного.

3. Принцип постепенности. Необходимо постепенное увеличение физической нагрузки по всœем ее показателœем: объёму, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений и сложности как внутри одного занятия, так и от одной тренировки к другим.

4. Систематичность. В процессе оздоровительной тренировки крайне важно систематическое использование разнообразных средств ЛФК и реабилитации, оптимальное для каждого больного.

5. Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдением оптимального интервала (отдых между двумя упражнениями или между двумя занятиями). В случае если следующее занятие приходится на фазу суперкомпенсации, то эффекты от тренировки суммируются, и функциональные возможности повышаются.

6. Системность воздействия. Последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп.

7. Новизна и разнообразие в подборе и применении физических упражнений (10–15% физических упражнений должны обновляться, а 85–90% повторяются для закрепления достигнутых успехов лечения).

8. Умеренность воздействия. Тренировочная нагрузка должна быть адекватна состоянию пациента.

Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК) - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК)" 2017, 2018.

Содержание

От профессиональных занятий физкультурой лечебная гимнастика отличается тем, что ее упражнения не настолько интенсивны и направлены на реабилитацию больного. Она помогает развить выносливость, повысить силу, закалить организм. Это важно для выздоровления и ведения правильного образа жизни в будущем. Преимуществом лечебной физкультуры, или ЛФК, является отсутствие побочных эффектов. Оздоровительная гимнастика, наоборот, восстанавливает пострадавший орган.

Что такое лечебная гимнастика

Это физическая нагрузка, состоящая из комплекса упражнений, направленных на восстановление состояния здоровья взрослого или ребенка с неврологическими, кардиологическими, ревматологическими, травматологическими и другими проблемами. Лечебная физкультура необходима для избавления от болей, увеличения двигательной активности и улучшения координаций движений. Помимо реабилитации, используется в медицине для восстановления эмоционального и психического состояния, а также в качестве профилактики многих заболеваний.

Особенности

Основным отличием гимнастики является статичность упражнений. Они выполняются медленно, чтобы под напряжением достичь нужного оздоровительного эффекта. Упражнения имеют точечный характер, т.е. направлены на восстановление жизнедеятельности определенного органа. При серьезном заболевании гимнастика проводится под контролем инструктора ЛФК в специальном кабинете. Для некоторых упражнений может использоваться спортивный инвентарь: доски для вытяжения, кушетки, скамейки для пресса, фитбол.

Что является основным терапевтическим методом ЛФК

Главными методами ЛФК выступают специально подобранные физические упражнения, с помощью которых лечат определенное заболевание. По сути, это основная задача оздоровительной программы. Наименование конкретной методики ЛФК включает патологическое состояние или заболевание, при котором она показана. Артроз тазобедренного сустава, например, рекомендуют лечить утренней гимнастикой.

Показания

Список показаний к применению лечебной физкультуры включает большое количество заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой и других систем. В каждом случае подбирается индивидуальная программа, которая позволит воздействовать на больной орган. В целом, лечебная физическая культура показана при:
  • искривлении позвоночника;
  • параличе;
  • реабилитации после операции;
  • ортопедических заболеваниях;
  • посттравматическом восстановлении;
  • неврологических заболеваниях;
  • парезах, проявляющихся ослаблением органов;
  • болезнях сердца и сосудов.

Средства и формы ЛФК

Под средством ЛФК понимают действующие лечебные факторы, которые используются для реабилитации больного. В этот список входят:

  • ходьба;
  • гимнастика в воде;
  • плавание;
  • занятия на тренажерах;
  • восхождения;
  • щадящая акробатика.

Форма лечебной физкультуры – это тип организации тренировок, в рамках которой осуществляются методы и применяются средства ЛФК. Они используются не по одному, а в комплексе для достижения большего эффекта. Основными формами лечебной физкультуры выступают:

  • гидрокинезитерапия;
  • утренняя гигиеническая гимнастика;
  • спортивно-прикладные упражнения;
  • ближний туризм;
  • подвижные и спортивные игры;
  • производственная гимнастика;
  • прогулки;
  • оздоровительный бег;
  • трудотерапия;
  • обучение бытовым навыкам и ходьбе;
  • терренкур;

Виды лечебной гимнастики

Упражнения гимнастики разделяются на виды по разным критериям. По методу проведения они могут быть индивидуальными или групповыми, а по степени активности – пассивными и активными. В первом случае, при выполнении больной практически не испытывает напряжения, а сами движения выполняются инструктором. Активные движения могут делаться самим пациентом. По другим критериям выделяются следующие виды гимнастики:

  1. Статические и динамические. Первые заключаются в удерживании положения в течение определенного количества времени. Динамические – предполагают выполнение ряда движений.
  2. На растяжку и расслабление. Они помогают снять утомление с мышц.
  3. Дыхательные. Показаны при заболеваниях в органах дыхания. Такие упражнения благотворно влияют на все ткани и системы. Одной из известных систем дыхательной гимнастики является комплекс, разработанный певицей А.Н. Стрельниковой.
  4. Корригирующие – их задачей является коррекция нарушений осанки и оздоровление позвоночника.

Комплексы ЛФК при различных заболеваниях

Определенная система упражнений зависит от того, какое заболевание у пациента и что требуется восстановить. Гимнастика должна задействовать тот орган, который является причиной патологического состояния и неприятных ощущений. Лечение часто проводят с включением разных форм и средств лечебной физкультуры. Например, при остеохондрозе поясничного, грудного или шейного отдела позвоночника показана утренняя и производственная гимнастика.

При остеохондрозе позвоночника

Упор при лечении остеохондроза позвоночника делают на укрепление всего мышечного корсета спины. В этом помогут всего несколько простых, но эффективных упражнений из гимнастики доктора Бубновского:

  1. Лежа спиной кверху, ладони положить сбоку на бедра. Далее верхнюю часть тела приподнять и стараться удерживать несколько секунд. Сделать пять раз.
  2. Повторить предыдущее движение, но уже с руками на затылке, а затем с разведенными в стороны (по 5 р.).
  3. Далее в том же положении стараться поднимать ноги как можно выше, зафиксировав при этом в верхней точке (8 р.).
  4. Выполнить предыдущий пункт, но наверху ступни развести, а затем свести обратно.

При грыже позвоночника

Даже в острый период при грыже межпозвоночных дисков можно выполнять несколько несложных движений. Комплекс поможет уменьшить интенсивность болей и улучшить состояние. Сами движения не вызывают никаких неприятных ощущений. Если они возникли, то стоит обратиться за консультацией к врачу, а до этого времени прекратить занятия. При хорошем самочувствии можно выполнять следующие нагрузки:

  1. Лечь на спину, ноги выпрямить. Далее одновременно прижать подбородок к груди, а носки потянуть на себя (до 10 повторений).
  2. Встать на четвереньки и походить так примерно 3-4 минуты.
  3. В том же положении постараться вытянуть одновременно правую руку и левую ногу, задержав их на пару секунд, а затем все то же, но для противоположных конечностей (по десятку раз для каждой ноги).
  4. Опять на четвереньках выгнуть спину, а коленом дотянуться до головы. Повторить то же на другую ногу 8-10 раз.

При сколиозе

Гимнастика полезна при искривленной осанке. Она помогает в некоторой степени выпрямить позвоночник и не дать ему еще больше деформироваться. Комплекс лечебной гимнастики стоит выполнять ежедневно, используя медленный темп. Задержка же в крайнем положении не должна быть слишком продолжительной. По окончании стоит просто полежать на ватном валике около четверти часа. Сам комплекс упражнений ЛФК следующий:

  1. Лечь на спину, руки завести за затылок. Далее на вдохе разводить локти по сторонам, а на выдохе – сводить обратно. 10-12 раз.­
  2. В той же исходной позиции попеременно делать сгибание/разгибание ног, прижимая их к животу (повторить до 12 раз).
  3. Лечь на живот, одну руку разместить на затылке, а другую – на грудную клетку на выгнутой стороне искривления. Далее на вдохе разогнуть туловище, а на выдохе – принять исходную позу. Повторить до двух десятков раз.

Для суставов

Чтобы избавиться от боли и вернуть суставам подвижность, можно регулярно выполнять комплекс. Наряду с правильным питанием, упражнения постепенно восстанавливают их функцию и не дают запустить состояние. Движения должны быть плавными. В перерывах можно даже помассировать суставы для лучшего кровообращения зоны. Комплекс включает упражнения для определенных суставов.

  1. Для локтей. Плечи расслабить, руки сжать в кулак, затем вращать предплечьями в разные стороны – от себя и на себя по пять повторений.
  2. Плечевые суставы. Руки выпрямить, вращать ими несколько раз вперед и назад одновременно или вразнобой.
  3. Тазобедренные суставы. Руки поместить на пояс, затем вращать бедрами в одну и другую стороны, стараясь задействовать только таз (по пять раз в каждую сторону).
  4. Колени. Слегка согнуть ноги, руки положить на бедра чуть выше коленных суставов. Совершать круговые движения коленями 8-10 раз.

При геморрое

Назначением физкультуры при внутреннем или внешнем геморрое является возвращение мышечного тонуса анальному сфинктеру и активизация кровотока в этой области. Это избавляет от запоров и устраняет венозный застой. Выполнять можно следующие упражнения:

  1. Ножницы. Принять положение лежа на спине, ноги приподнять до угла примерно 45 градусов. Далее развести конечности, а затем свести крест-накрест, выполняя движения по типу ножниц (начинать с 20 секунд, постепенно увеличивая).
  2. Приподнимание. Оставаться в том же положении, из него приподнять таз, задержать на пару секунд, опуститься. Сделать до 8 повторов.­
  3. Хождение на ягодицах. Сесть на пол, ноги вытянуть. Напрячь мышцы одной ягодицы, переместить ее вперед, повторить то же со второй. «Идти» сначала вперед, а затем тем же способом назад (10 + 10 движений).

При простатите

Для профилактики и улучшения состояния при простатите тоже помогает «ходьба на ягодицах». Из других простых упражнений вы можете выполнять следующие движения:

  1. Встать прямо, а на выдохе вынести одну ногу вперед, сгибая колено до угла в 90 градусов, чтобы бедро оказалось параллельным полу. Далее ногу отвести назад, сохраняя в колене все тот же угол. 8 повторов.­
  2. Лечь животом вниз, руки вытянуть вдоль туловища. Ноги слегка оторвать от пола, после чего выполнять ими скрещивающие движения, как при классических «ножницах». До 10 раз.
  3. Лежа на животе, ноги поднять и выполнять ими круговые движения подобно езде на велосипеде (не больше5 минут).

Дыхательная гимнастика при ВСД

Уменьшить проявление симптомов при ВСД (вегето-сосудистой дистонии) помогает дыхательная гимнастика. Ее упражнения очень простые и доступны каждому. Начинать стоит с небольшой нагрузки, а потом постепенно ее увеличивать. Они выполняются так:

  1. Ритмичное дыхание. Выполнять его нужно носом, вдыхая в обычном темпе воздух. Затем можно усложнить упражнение, делая вдох рывками, считая до трех. Выдох должен быть через рот.
  2. Грудное дыхание. Руки необходимо положить на талию. Далее максимально вдохнуть через нос, расширить грудь, после чего выдохнуть из себя весь воздух.
  3. Дыхание в бумажные пакет. Подходит при сильных приступах вегето-сосудистой дистонии. Для выполнения бумажный пакет плотно прижимают к носу и щекам, после чего в течение 2 минут ритмично дышат в него. Продолжают до прекращения приступа.

ЛФК при неврологических заболеваниях

Комплексное лечение неврологических заболеваний тоже не обходится без лечебной физкультуры. Регулярное выполнение специальных программ важно для ускорения восстановительных процессов. Техника их следующая:

  1. Начать с ходьбы по кругу в течение 1-2 минут, меняя периодически направление.
  2. Далее выполнить то же, но уже идти поочередно на носках и на пятках.
  3. Встать прямо, руки вытянуть вдоль тела, расслабиться. Затем попеременно поднимать правую и левую руки вверх со скоростью примерно 60-120 раз в минуту.
  4. Ноги расставить на ширину плеч. Руки вытянуть вперед, сжимать пальцы со скоростью до 120 раз в минуту.
  5. Ноги поставить чуть уже, на вдохе сделать приседание, на выдохе подняться. Сделать еще 4-5 повторений.
  6. Встать на носочки, затем опуститься на пятки, сделать еще 5-6 раз.

Послеоперационная гимнастика

Нельзя составить универсальный комплекс лечебных упражнений, который подходил бы после любой операции. Комплекс определяется врачом в зависимости от органа, подвергшегося хирургическому вмешательству. В целом, после операции показано делать упражнения, которые больной должен был освоить еще до процедуры. Начинать занятия лечебной физкультурой разрешается примерно спустя 1-2 часа после того, как пациент отойдет от наркоза. Они включают:

  1. Упражнения, помогающие обучить больного правильному дыханию.
  2. Режим легкой гимнастики, упражнения которой задействуют мелкие мышцы, продолжительностью 3-5 минут и частотой 3-4 раза в день.
  3. Более интенсивную двигательную активность со 2 дня после операции, представленную лечебными упражнениями, которые определяются исходя из заболевания.

Противопоказания

Не во всех случаях физические нагрузки являются полезными. Выполнение упражнений строго запрещается при наличии:

  • признаков обострения заболеваний;
  • повышенной температуры;
  • беременности у женщин или недавно перенесенной операции – по показаниям;
  • заболеваний легких и сердца;
  • кровотечений;
  • онкологических заболеваний;
  • тяжелых психических расстройств;
  • тромбозов;
  • интоксикации, инфекционных и воспалительных процессов.

Видео

Внимание! Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ СП О «Архангельский кооперативный техникум»

Реферат по Физической Культуре

Тема реферата:

Значение лечебной физической культуры

Студентки 3БД группы

Счастной Нины Александровны

Архангельск

Средства ЛФК

Краткая история развития ЛФК

Список литературы

ЛФК как медико-педагогическая дисциплина

Лечебная физическая культура (ЛФК) - научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и практические пути использования средств физической культуры для профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний.

ЛФК, базируясь на современных достижениях физиологии, морфологии, биохимии, клинической медицины, изучает действие различных средств физической культуры (физических упражнений, подвижных и спортивных игр, закаливающих факторов, массажа) на организм ослабленного и больного человека. Она разрабатывает методику и способы применения специфических средств на различных этапах лечения и реабилитации. Отличительная особенность ЛФК по сравнению с другими методами оздоровления, лечения и реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения, представляющие собой разновидность естественного врожденного качества человека - двигательной активности, являющейся основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма.

Способствуя поддержанию здоровья, оздоровлению и реабилитации больного, ЛФК представляет собой одну из важнейших отраслей медицины. Воспитывая у человека сознательное отношение к применению физических упражнений и приобщая его к активному участию в лечебном и реабилитационном процессах, ЛФК является педагогическим процессом.

Объектом воздействия ЛФК является человек во всем многообразии его индивидуальных личностных качеств и текущего функционального состояния организма. Этим определяются индивидуальные особенности применяемых средств и методов ЛФК, а также дозировка физических нагрузок в практике ЛФК.

Применяемые в ЛФК физические упражнения являются неспецифическими раздражителями, которые вовлекают в ответную реакцию все функциональные системы организма. Но физические упражнения способны и избирательно влиять на различные функции, что очень важно при патологических проявлениях в отдельных системах и органах.

ЛФК - метод активной функциональной терапии. Регулярная и дозированная физическая тренировка стимулирует функциональную деятельность всех основных систем организма, способствуя функциональной адаптации больного к возрастающим физическим нагрузкам с повышением резервов его жизнеспособности и работоспособности.

ЛФК - метод первичной и вторичной профилактики. Первичная профилактика ориентирована на весь контингент детей и взрослых и ставит своей задачей улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. В этом отношении двигательная активность, являясь важнейшим условием формирования здорового образа жизни, представляет собой системообразующий фактор первичной профилактики. Вторичная медицинская профилактика занимается выявлением показателей конституциональной предрасположенности людей и факторов риска многих заболеваний, прогнозированием риска заболеваний по совокупности наследственных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешней среды. Ее профилактическое значение определяется оздоровительным воздействием на организм человека. В этом отношении роль двигательной активности заключается в целенаправленном воздействии на наиболее уязвимые звенья организма данного человека с целью их тренировки и расширения функциональных возможностей.

ЛФК - важнейшее средство реабилитации. Реабилитация есть метод и процесс восстановления здоровья, функционального состояния, трудоспособности и социального статуса человека, нарушенных болезнями, травмами или другими биологическими, механическими, социальными и т.д. факторами. Именно благодаря постепенно усложняющимся физическим нагрузкам процесс реабилитации - медицинской, физической, психологической, профессиональной, социально-экономической и т.п. - протекает гораздо активнее как во времени, так и по интенсивности.

Показания и противопоказания к применению ЛФК

ЛФК показана почти при всех заболеваниях и травмах. Совершенствование методов лечения больных в последние годы расширяет возможности использования ЛФК и позволяет применять ее в более ранние сроки даже при тех заболеваниях, при которых она раньше не применялась. Этому способствует также разработка новых методик ЛФК.

Противопоказания к занятиям ЛФК подразделяют на абсолютные и относительные. Что касается абсолютных, то их круг чрезвычайно мал: совершенно нельзя применять ЛФК при злокачественных новообразованиях, при некоторых психических состояниях и пр. Что же касается относительных противопоказаний, то их, в свою очередь, подразделяют на временные и противопоказания по средствам. Временные противопоказания предполагают отказ от применения физических упражнений при определенных состояниях больного, когда нежелательно активизировать физиологические процессы в организме. Так, ЛФК нельзя применять в остром периоде заболевания, при общем тяжелом состоянии больного, при высокой температуре, при сильных болях, при опасности сильного кровотечения, при интоксикации, при резком снижении адаптационных возможностей организма и т.п. Что касается противопоказаний по средствам, то они предполагают отказ от использования определенных видов физических упражнений или режимов их применения, исходных положений при данном заболевании или травме. Например, при деформациях опорно-двигательного аппарата при выполнении упражнений следует избегать исходных положений стоя и особенно сидя. При гипертонической болезни из применяемых средств ЛФК следует исключить упражнения скоростно-силового характера, с натуживанием и т.д.

Средства ЛФК

ЛФК представляет собой одну из ветвей физической культуры, поэтому и используемые ею средства в полной мере соответствуют применяемым в ней видам двигательной активности. В соответствии с таким подходом к основным средствам ЛФК, имеющим общеукрепляющее и оздоровительное значение, следует отнести упражнения гимнастические, спортивно-прикладные, игры и пр. Разумеется, их использование применительно к больному организму имеет определенные особенности, которые связаны с отмеченными уже противопоказаниями.

Кроме общих для физической культуры в целом средств в зависимости от периода и задач в ЛФК используются и средства, специфические для нее, хотя и относящиеся к существующей в теории физического воспитания классификации.

Гимнастические упражнения составляют значительную часть средств ЛФК.

Среди их разновидностей следует упомянуть следующие:

1. Корригирующие упражнения в ЛФК наиболее широко используются для устранения деформаций опорно-двигательного аппарата. Их подразделяют на пассивные, при которых, собственно, непосредственной нагрузки мышцы не испытывают: выполнение движений в суставах за счет здоровых «посторонних» мышц или с помощью других людей, вытяжение на наклонной плоскости, ношение корсета, массаж и т.д. Без сочетания с активными упражнениями пассивные не останавливают развитие деформации, поэтому в терапевтических целях могут использоваться лишь ограниченно (например, у школьников при необходимости поддерживать длительно вынужденную позу во время учебной работы). Активные корригирующие упражнения ориентированы на тренировку (преимущественно на скоростно-силовую и силовую выносливость) тех групп мышц, от которых зависит состояние соответствующего отдела опорно-двигательного аппарата.

2. Упражнения в равновесии и на координацию движений преимущественно применяются для тренировки вестибулярного аппарата при заболеваниях или травмах, сопровождающихся его нарушением. Например, они незаменимы при нарушениях мозгового кровообращения, на определенном этапе реабилитации после травм головного мозга и пр.

3. Дыхательные упражнения широко используются при самых различных заболеваниях и нарушениях здоровья для нормализации функций сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной, пищеварительной, нервной и других систем организма. Их подразделяют на статические - без сопутствующих движений конечностями, динамические - в сочетании с движениями конечностями, дренажные - направленные на очистку дыхательных путей от экссудата и пр.

4. Изометрические (статические) упражнения чаще всего используются при иммобилизации или ограничении подвижности определенного сустава для предупреждения развития атрофии и нарушений обмена веществ. Основным механизмом их благоприятного влияния являются активизация процессов тканевого синтеза и интенсификация кровообращения в работающих мышцах.

5. Идеомоторные упражнения характеризуются мысленным (воображаемым) их выполнением. Осуществляемые по механизму условных рефлексов, они повышают тонус соответствующих мышц и стимулируют кровоток в них. Близкие к идеомоторным упражнения в посылке импульсов заключаются в мысленном отправлении импульсов к ограниченным в силе и подвижности мышцам (например, при их параличе или при полной иммобилизации). Часто посылку импульсов сочетают с пассивными движениями, выполняемыми либо с помощью специалиста, либо за счет здоровых групп мышц самим больным.

Закаливание как средство тренировки терморегуляции, иммунитета и общего укрепления организма занимает особое место среди средств ЛФК.

В проведении закаливания следует учитывать следующие правила:

Необходимость психологического настроя перед началом закаливающих процедур, для чего необходимо создание установки на здоровье, бодрость, удовольствие. Кроме того, человеку надо провести подготовительную работу, включающую беседы со специалистом, знакомство с литературой и т.д. В результате у него должно сформироваться представления о холоде - друге, а не о холоде - враге.

В закаливании необходима систематичность, для чего закаливающие процедуры следует использовать как можно чаще и без значительных перерывов, потому что каждая из процедур имеет лишь временный эффект. Для этого требуется внести определенные изменения и в образ жизни человека: в температурную обстановку жилища, одежду и др. - т.е. необходимо максимально увеличить время воздействия закаливающего фактора.

Правило контрастных температурных воздействий заключается в том, чтобы адаптировать организм к резким перепадам температур, так как именно они чаще всего и являются причиной простудных заболеваний. Для выполнения этого требования можно воспользоваться контрастными ножными ваннами, душем и др.

Правило постепенности относится не к изменениям значений температуры, а к регулированию отношения интенсивности и времени действия закаливающего средства. Например, закаливающего эффекта можно достичь либо за счет усиления холодового воздействия, либо путем увеличения времени его неизменного действия, либо за счет изменения обоих условий. Лучшим вариантом является такой, когда в первый период закаливания большее внимание уделяется увеличению времени действия неизменного по силе закаливающего фактора, во втором - постепенное поочередное изменение обоих условий, а в последующем - усиление действия холодового средства.

Правило комплексности закаливания требует использования разнообразных средств, чтобы создавалась устойчивость к перепадам температур самых различных факторов (холода, тепла, воды, воздуха, земли и т.д.). Кроме того, согласно этому правилу, при закаливании требуется воздействие на различные участки и части тела. Так, наиболее чувствительными зонами к холоду оказываются кисти, стопы, слизистая носа, передняя поверхность шеи, поясница и т.д. Следует учитывать и то, что значительную часть тепла человек теряет через непокрытую голову.

Правило индивидуализации требует, чтобы у каждого человека был свой режим закаливания, потому что устойчивость различных людей к перепадам температур заметно отличается: у одного на холод проявляется быстрый, но кратковременный ответ; другой реагирует медленно, но устойчиво; у третьего проявляется промежуточный характер реакции. Касается это и состояния здоровья человека, его возраста, темперамента и пр. Исходя из этого, каждый человек должен определить свой тип реакции на меняющуюся температуру и построить свою программу и методику закаливания с учетом этого обстоятельства.

Приведенные правила помогают человеку правильно подобрать средства закаливания. Одним из основных среди них является поддержание в помещении постоянной температуры около 16 - 18°С: с одной стороны, она требует поддержания определенного уровня тонуса скелетных мышц для предупреждения переохлаждения, а с другой - еще далека от той, при которой возникает угроза перегревания и начинается потоотделение (22 - 24°С). Немаловажное значение для закаливания имеют также легкая одежда, купания, регулярные обливания холодной водой и т.д.

При закаливании особого внимания заслуживает воздействие на кисти и стопы, на которых расположено значительное количество не только холодовых рецепторов, но и таких, раздражение которых нормализует состояние внутренних органов (сердца, печени, кишечника и др.) и органов чувств (зрения, слуха). Хороший результат при закаливании кистей дают регулярные холодные обливания их проточной водой и особенно хождение зимой без рукавиц. Из средств закаливания стоп заслуживают внимания хождение босиком дома, по земле, по росе, по снегу и т.д.

Эффективными средствами закаливания являются обливания всего тела холодной водой и контрастный душ. Заслуживает внимания (особенно на первых этапах) и так называемый испарительное закаливание: тело протирается губкой, смоченной в теплой воде, в процессе же испарения влаги с поверхности тела организм теряет тепло, для компенсации которого должен активизировать термогенез.

Каждому человеку важно найти приемлемое именно для него средство закаливания (вода, воздух, босохождение и т.д.), определить способ его применения и разработать программу самого закаливания.

Необходимо учитывать и те условия, которые снижают эффективность закаливания: алкоголь, курение, кофе, малоподвижность, недомогание и др.

Разумеется, закаливание не является абсолютной гарантией против простудных заболеваний, однако вероятность их возникновения у закаленных несомненно ниже, чем у людей, не тренирующих свою терморегуляцию.

В отличие от многообразия средств и способов закаливания к низким температурам тренировка адаптации к жаре в условиях России широко доступна только с помощью одного средства - бани. Закаливающий ее эффект заключается в том, что, во-первых, потовые железы начинают активно вырабатывать значительное количество пота, испарение которого с поверхности кожи предупреждает перегревание. Во-вторых, при воздействии высокой температуры (и особенно при ее чередовании с низкой) сосуды кожи начинают «играть», быстро переходя от состояния сокращения (что бывает на холоде) к расширению (при высокой температуре) и обратно.

Помимо закаливающих результатов банная процедура дает целый ряд других важных для здоровья эффектов: освобождает организм от шлаков; повышает эластичность сосудов, что предупреждает развитие многих заболеваний сердечно-сосудистой системы; снимает возникающее чрезмерное мышечное напряжение; нормализует обмен веществ и массу тела и т.д.

Существует две основных разновидности бань - парная (или русская) и суховоздушная (или сауна). В парной бане очень высокая влажность воздуха, а температура находится в пределах 60 - 75°С. В суховоздушной бане влажность воздуха гораздо ниже, но температура часто превышает 100°С. При возможности выбора - посещать парную баню или суховоздушную - человеку лучше всего ориентироваться на свои ощущения и самочувствие и выбрать ту баню, которая ему по душе. Режим парения - сколько раз и на какое время заходить в баню, пользование веником, сочетание с холодной водой, использование массажа и др. - каждый человек устанавливает для себя опытным путем, исходя из самочувствия, но не только непосредственно в бане, но и в последующие дни. Рекомендуемая частота посещения бани - один раз в неделю. Однако надо помнить, что парение само по себе является довольно ощутимой тренирующей нагрузкой для организма.

Повседневный двигательный режим больного является важным специфическим средством ЛФК. Так как любое двигательное действие сопровождается соответствующими изменениями практически во всех функциональных системах организма, включая и ЦНС, то, правильно организуя и дозируя повседневную нагрузку, человек может добиться заметного полезного оздоровительного эффекта. К этому виду двигательных нагрузок можно отнести действия по самообслуживанию (умывание, одевание и др.), работу по дому (уборка квартиры, стирка и глажение белья), ходьба на работу и обратно и т.п. Однако все эти действия чаще всего носят эпизодический и не постоянный характер. Гораздо больший эффект дают целенаправленные регулярные занятия, включенные в режим дня.

Среди них следует отметить следующие:

1. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), или утренняя зарядка как комплекс из 8 - 12 упражнений с 8 - 10 повторениями каждого, вопреки бытующему мнению, не является серьезным средством поддержания здоровья - для этого она ни по интенсивности, ни по длительности выполнения не соответствует требованиям функциональной тренировки. Однако включение ее в режим дня больного является обязательным, так как УГГ оказывается незаменимой в решении двух важных задач.

Во-первых, УГГ быстро снимает «сонное» торможение в ЦНС за счет значительного по объему и интенсивности потока импульсов, направляющегося в ЦНС от работающих мышц. Вот почему в УГГ включают упражнения обычно на всю скелетную мускулатуру человека. Это создает в мозгу больше очагов возбуждения, откуда оно иррадиирует на другие структуры мозга, вытесняя оттуда торможение. Благодаря этому человек быстрее просыпается и включается в активную деятельность. Во-вторых, УГГ дисциплинирует своей обязательностью выполнения. Возможно, именно с этого начнется приобщение больного к регулярным занятиям физическими упражнениями. лечебный физический культура гимнастический

Совершенно не обязательно УГГ строить по классической схеме (потягивания - упражнения на плечевой пояс и т.д.). Это могут быть и занятия на тренажерах, и пробежка, и игра. При этом лучше использовать легкие и хорошо знакомые упражнения, доставляющие удовольствие и окрашенные в положительные эмоциональные оттенки.

2. Физкультурные паузы ставят целью компенсировать неблагоприятные влияния условий работы и проводятся приблизительно в середине первой и второй половин рабочего дня. В комплекс из пяти - восьми упражнений включают корригирующие осанку, активизирующие деятельность внутренних органов, влияющие на крупные мышечные группы, стимулирующие мозговой кровоток и т.д. Продолжительность - 10 - 15 мин.

3. Физкультминутки призваны оказать местное воздействие на наиболее утомленные части тела и группы мышц и проводятся непосредственно на рабочем месте через каждые 40 - 60 мин в течение 2 - 3 мин. Это могут быть вращения головой, плечами, смена позы, диафрагмальное дыхание, гимнастика для мышц зрительного аппарата, кистей и др.

4. В обеденный перерыв до приема пищи необходимо сменить обстановку, походить, а после приема пищи выполнить релаксирующие упражнения. Непосредственно перед возобновлением работы можно выполнить несколько легких упражнений типа вводной гимнастики.

5. В вечернее время правильно организованная двигательная активность (например, прогулка) будет способствовать хорошему качеству последующего сна и адекватному восстановлению мышечной работоспособности человека, связанной, в частности, с умственной профессиональной деятельностью.

Трудотерапия является близким по значению и механизмам действия к повседневным движениям. В процессе трудотерапии используются преимущественно двигательные действия, результатом которых является получение определенного продукта. Например, к трудотерапии можно отнести работу на приусадебном участке, столярные и другие виды работ по дому и пр.

Нетрадиционные средства в последние десятилетия приобретают в ЛФК все большее значение. В частности, все большее внимание привлекают различные виды восточных оздоровительных систем (йога, цигун и др.), аутотренинг, парадоксальная дыхательная гимнастика Г. Стрельниковой, метод волевого ликвидации глубокого дыхания Г. Бутейко и т.д.

Краткая история развития ЛФК

Физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) ocветил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузкина малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные. В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упражнения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов. (1844-1908), придавали важное значение применению физических упражнений в практике лечения.

Труды П.Ф. Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857-1937) способствовали пониманию единства умственного и физического воспитания для более совершенного развития человека.

Открытия великих физиологов - И.М.Сеченова (1829-1922), лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова (1849-1936), Н.Е.Введенского (1852-1922), обосновавших значение ЦНС для жизнедеятельности организма, - повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного человека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким методом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК. была введена в санаториях и на курортах. В 1926 т. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н.Мошков, В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.).

Учебники по лечебной физкультуре И. М. Саркизова-Серазини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значение лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открываются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых медицинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физкультурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (1890-1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контроля и лечебной физкультуры Центрального института усовершенствования врачей.

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, пособия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф. Древинг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура широко использовалась в госпиталях.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансеры для медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом, организационно-методического руководства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии - в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР - возглавил член-корреспондент АМН СССР В. Н.Мошков. Плодотворная педагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкультуры, им написаны монографии по всем основным направлениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны.

В 60-90-е годы значительно увеличилось число специалистов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе, И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Егаиранов, О.Ф.Кузнецов, Б.А.Поляев, С.Д.Поляков, Н.Н.Прокопьев, В. А. Силуянова, 3. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С. В. Хрущев, А. В. Чоговадзе и многие другие).

В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку специалистов и научную работу кафедры в Российском государственном медицинском университете (зав. кафедрой Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стоматологическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов), Российской медицинской академии последипломного образования (зав. кафедрой К.П.Левченко) и других медицинских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не лечебная физкультура. В связи с проведением международных конференций, научных контактов с зарубежными специалистами, совместных исследований в России успешно функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины (президент С.В. Хрущев). Ассоциация ежегодно проводит международные конференции по актуальным проблемам специальности.

Список литературы

1. http://www.studfiles.ru/preview/1485306/.

2. http://otherreferats.allbest.ru/medicine/00167634_1.html.

3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник. М. Медицина, 1999. 304 с.

4. Лечебная физическая культура / Под ред. В.А. Епифанова. М., 1987, библиогр. 340 с.

5. http://priroda.inc.ru/fizra/1.html.

6. http://med-lib.ru/.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Средства, формы и методы лечебной физической культуры. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей. ЛФК при различных заболеваниях. Разработка методики занятий по физкультуре с детьми 10-13 лет, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2016

    Методика проведения занятий лечебной физкультуры. Изучение показаний и противопоказаний к их применению. Гигиенические требования к местам занятий. Классификация физических упражнений. Дозировка физической нагрузки. Формы и методы лечебной физкультуры.

    реферат , добавлен 28.11.2014

    Социальные, медицинские, психологические характеристики пожилого человека. Формы и средства лечебной физической культуры. Проект проведения занятий лечебной физкультуры с пожилыми людьми в Дзержинском комплексном центре социального обслуживания населения.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2014

    История развития лечебной физической культуры, ее особенности, применение и влияние на организм. Причины возникновения гипертонии и сопутствующих заболеваний. Лечебная гимнастика и комплекс физических упражнений для больных гипертонической болезнью.

    реферат , добавлен 08.06.2009

    Использование средств физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса. Особенности метода лечебной физической культуры.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Характеристика лечебной физкультуры, применяемой в качестве общеукрепляющего профилактического средства во время беременности, при подготовке к родам и в послеродовом периоде. Показания, противопоказания, основные правила и принципы выполнения упражнений.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Исследование вопроса по литературным источникам. Проблема воспитания личной физической культуры у школьников. Формирование культуры личности в процессе занятий физической культурой. Гимнастика как средства формирования культуры личности школьника.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2007

    Выполнение больными соответствующих физических упражнений. Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений. Механизм нормализации функций организма. Физические, спортивно-прикладные упражнения, применяемые с лечебной целью.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Изучение зарождения и этапов развития лечебной физической культуры в Древней Греции и в Древнем Риме. Первые попытки исправить искривленный позвоночник. Виды и причины образования сколиоза. Клинико-физиологические обоснования к применению ЛФК и массажа.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Влияние физической культуры на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Результативный аспект физической культуры.

Лечебная физкультура (ЛФК) — это лечебно-профилактический метод, помогающий восстановиться организму и предупредить развитие множества заболеваний. ЛФК используется совместно с другими методиками терапии для получения максимально возможных положительных результатов.

Вся физическая нагрузка подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от заболевания и общего состояния пациента. Она позволяют восстановить не только функциональность органов и систем, но и психическое и эмоциональное состояние.

Движение — это жизнь. Движение является биологическим стимулятором и раздражителем, который способствует росту, развитию и восстановлению. Комплекс ЛФК подразумевает активные действия пациента во время терапии в отличие от других способов.

Физические упражнения воздействуют на реактивность на различные факторы, изменяя общую и местную реакцию. Исследования показали, что гипокинезия (недостаточная физическая активность) снижает сопротивляемость организма и является фактором риска развития многих заболеваний. Поэтому вынужденная гипокинезия, которая развивается по причине патологического состояния, создает неблагоприятные условия для пациента.

Конечно, покой в период болезни необходим, но если он длительный, то снижение всех функций организма становится стойким, что усугубляет общее состояние, замедляет процессы выздоровления и способствуют развитию осложнений. Поэтому упражнения лечебной физкультуры жизненно необходимы.

Действие ЛФК

Лечебная физкультура лфк:

Если тщательно подобрать вид физических упражнений, то можно вызвать локализованное воздействие, которое изменяет состояние только там, где это действительно необходимо.

Механизмы лечебного действия

Физические упражнения оказывают многоплановое воздействие на наш организм:

Противопоказания

Лечение физическими упражнениями имеет ряд противопоказаний, как и другие методы терапии:

  • тяжелое общее состояние;
  • интенсивные болевые ощущения;
  • опасность развития кровотечения;
  • высокая температура;
  • резкое повышение давления;
  • опухоли и т.п.

Если есть возможность назначить занятия лечебной физкультурой на раннем этапе, то можно добиться максимальных результатов.

Перед применением лечебной физкультуры важно правильно диагностировать заболевание. О симптомах и лечении заболеваний спинного мозга можно прочитать . Все о проявлениях грыжи позвоночника — .

Средства ЛФК

Средства ЛФК — это комплекс физических упражнений.
Классификация физических нагрузок:

  • идеомоторные;
  • гимнастические.

Идеомоторные упражнения — это вид занятий, которые выполняются мысленно. Они показаны при парезах и параличах.

Гимнастические развивают силу, выносливость, равновесие, восстанавливают координацию, подвижность в суставах и т.п.

Разновидности гимнастических упражнений:

  • статические и динамические;
  • активные и пассивные;
  • растяжение и расслабление;
  • для рук и ног, шеи, спины, пресса и т.п.;
  • по характеру различают дыхательные, подготовительные, корригирующие, на равновесие и т.п.

Статические направлены на напряжение мускулатуры и заключаются в удержании гантелей в неподвижном состоянии, удержании своего веса на тренажерах, на полу и т.п. Они развивают силу, выносливость, укрепляют мышцы и предупреждают развитие атрофии мышечной ткани.

Упражнения на растягивание снимают утомление при перенапряжении мышц и их повышенном тонусе. Так же действуют расслабляющие упражнения.

Пассивные упражнения — это упражнения, которые выполняются инструктором, а пациент не испытывает мышечного напряжения. Эти занятия показаны при парезах и параличах. Они направлены на восстановление двигательной активности и сочетаются с идеомоторными упражнениями.

Дыхательные упражнения благоприятно влияют на все ткани, органы и системы, нормализуют процесс дыхания, способствуют укреплению дыхательных мышц, предупреждают развитие застойных явлений.

Корригирующие упражнения воздействуют на позвоночник . Их задача — исправить осанку.

Плавание, ходьба, бег, катание на лыжах, коньках или велосипеде, спортивные игры и т.п. — все это виды и методы ЛФК.

Самостоятельные занятия — это наиболее распространенная форма, при которой комплексу упражнений Вас обучает инструктор или врач лфк. Их необходимо выполнять регулярно каждый день в одно и то же время до 3-х раз в день.

Лечебная ходьба подразумевает дозированную нагрузку на бронхо-легочную, сердечно-сосудистую и опорно-двигательную систему. Регулируется скорость движения, расстояние, длительность процедуры и число остановок.

Терренкур — это вид лечебной ходьбы, заключающийся в восхождении в горную местность. Нагрузка зависит от рельефа, типа подъема, его длительности и продолжительности маршрута.

Спортивные игры — групповые занятия, которые проводятся всегда под наблюдением тренера, инструктора, широко распространены в центрах реабилитации.

Утренняя гигиеническая гимнастика — это комплекс упражнений в утренние часы, направленный на укрепление сердца, сосудов и дыхательной системы, нормализацию обмена веществ и тонизирование организма. Длительность занятия составляет не больше 20 минут.

Лечебная гимнастика — это совокупность упражнений, которые несут общеукрепляющее действие на тело. Они должны решать конкретные задачи в соответствии со степенью тяжести заболевания. Длительность занятий варьируется от 10 минут до 45.

Методы лечебной гимнастики:

  • индивидуальные занятия. Они показаны пациентам в послеоперационном периоде при ограниченном двигательном режиме;
  • групповые. Группа состоит из пациентов с идентичным заболеванием;
  • консультативные и самостоятельные. Выполнение специальных упражнений, которым Вас обучают, в домашних условиях.

Все занятия подразделяются на определенные части:

  • вводная. По сути, это разминка, которая подготавливает Ваши мышцы, органы и системы к дальнейшим упражнениям. Также она тонизирует Ваш организм;
  • основная. Это главный этап занятий, занимающий 80% от всего времени. Он направлен восстановление утраченных функций, улучшение общего состояния и формирование компенсаторных реакций;
  • заключительная. Важный период, который позволяет быстро восстановиться после нагрузки и расслабиться.